Чтобы стали хозяевами
Следует активнее вовлекать молодежь в научно-техническое творчество. Партийные, комсомольские и профсоюзные организации вузов и предприятий должны развернуть широкую работу по привлечению молодежи в научно-технические общества, в научные кружки, которые могут, быть организованы в учебных заведениях, на заводах и фабриках, в совхозах и колхозах и где молодежь может получить полное представление о новейших достижениях науки и ее применении в производстве. Большую роль в этом могут и должны сыграть ученые, профессора и преподаватели учебных заведений, все наши научные работники.
Это важная задача, товарищи. Речь идет о том, чтобы организовать действительно массовое движение молодежи за овладение высотами современной науки и техники. Политически зрелая и вооруженная новейшими научно-техническими знаниями молодежь сможет еще плодотворнее вносить свой вклад в общенародное дело строительства коммунизма.
Л. И. Брежнев.
Из речи на XIX конференции Московской
городской организации КПСС 29 марта 1968 года.
Уникальная продукция Электростальского завода тяжелого машиностроения. Трубные и проволочные станы, станы холодной прокатки и подшипники жидкостного трения — изделия с маркой ЭЗТМ — работают и на трубопрокатных заводах нашей страны и далеко за рубежами Отечества. И вот эта уникальность изделий, мировой спрос на продукцию завода накладывают определенный отпечаток на всю работу заводского коллектива. Непременное требование к каждому рабочему и инженеру — знать свою специальность — подкрепляется здесь и еще одним весьма существенным требованием: творчески осмысливать свой труд у станка, на испытательном стенде, в конструкторском бюро. А это означает и изыскание скрытых производственных резервов. И строгий контроль за ритмичностью производства и исполнителем заказа. И, наконец, техническое творчество.
Комитет комсомола завода — в центре производственной и общественной жизни коллектива, который, кстати сказать, наполовину молодежный. Специфика предприятия сказывается и на характере работы комсомольской организации. Ведь если, к примеру, та же проблема технического творчества, в сущности, решена среди ветеранов — кадровых рабочих и технической интеллигенции, — для молодежи она, очевидно, стоит пока еще достаточно остро: в первом квартале нынешнего года только каждое пятое рацпредложение было сделано молодыми.
В ЧЕМ ЗДЕСЬ ПРИЧИНА? — таким был первый вопрос, который наш корреспондент Алексей Фролов задал секретарю заводского комитета ВЛКСМ М. Шпильбергу.
— Малый производственный опыт некоторой части заводской молодежи. Отсутствие сноровки. Понаблюдайте за работой молодого станочника и ветерана. Бросится в глаза сразу, насколько степенно работает ветеран, как отработаны его движения. Как он умеет «слушать» агрегат (да и агрегат его отменно слушается!). А молодой парень до поры до времени робок, скован. Во-первых, потому, что технику знает слабо. Не освоился. Рабочий свой день жестко расписать не может. О материалах, с которыми работает, да и об инструментах имеет отдаленное представление. Во-вторых, даже если человек на отлично кончил техническое училище и в лабораторных условиях овладел станком, на заводе, в цехе над ним некоторое время довлеет чисто психологический фактор. Здесь серьезная продукция. Ответственность. План. Выбраковка основательная. Определенный ритм. Парень только успевает поворачиваться. Так что на первых порах о творчестве, о рационализаторстве некогда и думать...
— НО ВЫ ПОМОГАЕТЕ КАК-ТО ПРЕОДОЛЕТЬ ЭТОТ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ БАРЬЕР?
— Да, конечно. Хотя, как вы понимаете, дело это очень тонкое. Недаром старые рабочие говорили, что молодой непременно должен «обкататься», то есть вжиться в рабочую роль в производственных, разумеется, интересах.»
Мы влияем на этот процесс «вживания» по-разному. Я лично считаю наиболее удачной практику закрепления молодого за ветераном. Причем не автоматическое закрепление — со строгим отбором наставника. Почему со строгим? Потому что для нас важно, чтобы молодой рабочий, вжившись в производственную роль, не бездумно «вкалывал», а четко представлял процесс нашего производства, свое место в этом процессе. Чтобы постигал диалектику производства и суть пролетарских традиции. Тут нужен опытный, серьезный наставник...
Вспоминаю, как один из наших уважаемых старых рабочих «обкатывал» молодого из «трудных». Он и проследит за его работой. И терпеливо растолкует, с какого боку «взять» деталь. В общем, не скупился на секреты мастерства. Однажды провел парня по цехам, показал, как сделанная его руками деталь встраивается в прокатный стан. Но орешек был, по правде сказать, твердый. То прогуляет, то отлынивает от работы. Старику говорят: «Брось ты нянчиться», — а он свое... Случилось так, что парень этот попал в компанию, и им серьезно заинтересовалась милиция. (Почему я и не хочу называть имен: сейчас этот парень — на заводе уважаемый человек.) Старик разволновался, пошел в милицию. Поручился. Парня выпустили... Теперь он великолепный станочник, рационализатор, учится заочно в институте.
Психологический барьер легче преодолеть с помощью знающего, заинтересованного человека. Эту задачу у нас на заводе решают комплексно. Есть цеховые советы молодых рабочих, отдел технического обучения, есть рабочие ветераны с большим нравственным авторитетом...
— И ВСЕ-ТАКИ ЗАВОДУ, ОЧЕВИДНО, ВЫГОДНЕЙ ДО ПРЕДЕЛА СОКРАТИТЬ ЭТОТ ПЕРИОД «ВЖИВАНИЯ»? КСТАТИ, СКОЛЬКО ОН ПРОДОЛЖАЕТСЯ — МЕСЯЦ, ДВА?
— Все зависит от индивидуальности. Есть ребята, которые на третий день чувствуют себя в цехе, как рыба в воде, а производственники они никудышные — за ними нужен глаз да глаз. Завод, разумеется, хотел бы получить готовенького, комар носа не подточит, специалиста. Производство тогда, конечно же, было бы в выигрыше. К сожалению, это в массе не реально. Так что нам приходится учить и переучивать. И тут времени и сил «на обкатку» глупо было бы жалеть. Завод смотрит на молодого человека в перспективе. Заводу, хочу подчеркнуть, нужен рабочий человек, а не просто рабочий.
— ХОЗЯИН ПРОИЗВОДСТВА?
— Да, именно хозяин производства. Мы не боимся возиться с молодыми рабочими, потому что в первые месяцы заводской жизни закладывается в человеке «рабочая косточка». Что это значит? А то, что он на первых порах не только приобретает производственные навыки под бдительным оком рабочего наставника или в группе технического обучения. Мы посвящаем молодых ребят в работу общественных заводских объединений. Иногда просто заставляем смотреть на заводскую жизнь с точек зрения комсомольского вожака, рабочего контролера-«прожекториста», мастера, директора завода. Мы сознательно расширяем хозяйственный кругозор ребят. И в итоге возлагаем на каждого ответственность не только за свою работу, за свой станок или инструмент, но и за цех, за завод, за всю нашу продукцию в целом.
Разностороннюю закалку молодые рабочие получают и в ходе соревнования по профессиям, в творческих олимпиадах.
— НУ, А РЕАЛЬНЫЙ ВЫИГРЫШ ОТ ВАШИХ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ УСИЛИИ — ЧЕМ ОН ИЗМЕРЯЕТСЯ?
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.