Молодая гвардия на экране

Сергей Герасимов| опубликовано в номере №459-460, июль 1946
  • В закладки
  • Вставить в блог

В Государственном институте кинематографии в Москве в ближайшее время начнётся работа над экранизацией романа А. Фадеева «Молодая Гвардия».

Необычайно интересная и ответственная работа поручена мастерской, которая в виде опыта создана на основе соединения режиссёрского и актёрского факультетов. В нынешнем году состоится первый выпуск студентов, окончивших эту мастерскую. Для молодых артистов и режиссёров участие в постановке фильма о краснодонцах и исполнение в картине основных ролей является дипломной работой за годы учёбы.

Опыт объединения в одной мастерской студентов актёрского и режиссёрского факультетов потребовал пересмотра всего учебного плана. Этим НОВОвведением мы стремились достичь органической связи между режиссёрами и актёрами - столь необходимой на производстве - с самого начала обучения молодых кинематографистов.

Вся сумма знаний, которыми должен обладать режиссёр как главный руководитель творческого процесса, разумеется, не может быть получена в стенах учебного заведения. Режиссёром становятся не сразу, а в результате продолжительных творческих поисков; иной раз на приобретение необходимого опыта уходит десять - пятнадцать лет. Но элементы, из которых складывается режиссёрская натура - уменье образно мыслить, воспринимать жизнь с позиций художника, связывать явления жизни, обобщать их и, наконец, передавать всё это актёру, направляя и вдохновляя его в творчестве, - эти основные навыки следует прививать студенту-режиссёру уже в институте.

Недостаток прежней программы представлялся нам именно в том, что режиссёры, проходя теоретический курс, до самого диплома не имели возможности проверить полученные знания в практической работе с актёром. Занимаясь же в мастерской вместе с актёрами, студент-режиссёр, изучая теоретические дисциплины, одновременно имеет возможность последовательно проверять свои замыслы на практике. Ещё в студенческой аудитории он приучается уважать актёрскую индивидуальность и воспитывает в себе волю к достижению намеченной художественной цели в самой сложной области режиссуры - области работы с актёром.

Для актёров это содружество также имеет большое значение, так как, работая со многими режиссёрами, они приучаются сознательно воспринимать многообразие режиссёрских требований и предложений, учатся гибкости и точности актёрского воспроизведения. Само собой разумеется, что работа молодёжи постоянно контролируется педагогами и руководителем.

Именно в этой опытной мастерской мы и намерены экранизировать роман А. Фадеева «Молодая Гвардия». Если прежде для дипломной работы мы брали короткие отрывки из больших произведений, иногда отдельные новеллы, то сейчас студенты будут работать над романом, который и на экране должен сохранить черты целого и законченного художественного произведения. Работа мастерской будет широко обнародована на всесоюзном экране.

Выбор романа «Молодая Гвардия» для большой отчётной работы мастерской представляется нам делом глубоко принципиальным. Роман написан о современниках, о советской молодёжи, то есть о тех людях, которыми, по сути дела, являются и сами студенты. Многие из них, особенно мужчины, побывали на войне, были не раз ранены, воевали на Украине, даже в районе Краснодона. Понятно то волнение, с которым эти молодые художники приступают к работе над фильмом о краснодонцах.

Трудностей, стоящих на пути постановки «Молодой Гвардии», немало. Прежде всего - размер книги. Александр Фадеев написал большой роман с отступлениями, многочисленными сюжетными линиями, большим количеством действующих лиц. Писатель поставил перед собой задачу изобразить не только подвиги краснодонцев, но и дать отчётливое представление о тех источниках, из которых почерпнули молодые советские патриоты силу для свершения своего подвига. В романе подробно описана обстановка борьбы подпольной организации, жизнь в оккупированном Краснодоне. И вот сейчас, при создании сценария, чрезвычайно сложной задачей является выбор такой ёмкой сюжетной конструкции, которая была бы способна вместить и содержание романа и всё его образное богатство. В работе над сценарием мы рассчитываем получить немалую помощь самого автора.

Для приобретения опыта уже сейчас студенты сценарного факультета института, соревнуясь между собою, предлагают всё новые и новые варианты сценарного построения. Ещё более настойчивые творческие поиски происходят в самой мастерской. На экзамене 29 июня состоялся первый показ семи сцен из романа «Молодая Гвардия».

Есть роли, на которые находится много претендентов. Это в первую очередь роль Любы Шевцовой. В большей или меньшей степени уже определились будущие исполнители ролей Олега Кошевого, Сергея Тюленина, Ули Громовой, Жоры Арутюнянца. Однако и им предстоит немалая подготовительная работа для того, чтобы утвердить за собой право на роль.

Разумеется, не все роли будущего фильма могут быть исполнены студентами института, В работе над экранизацией романа примут участие и зрелые артисты, которые исполнят роли взрослых и стариков.

Каждая область работы: операторская, декоративная, музыкальная - так же как и режиссёрская, возглавляется мастером, но обязательно с привлечением молодёжи. Мы хотим этой картиной вывести на производственную дорогу не менее четырёх - пяти молодых режиссёров-постановщиков, не меньше пятнадцати молодых актёров, двух - трёх художников и столько же операторов.

На меня, как на режиссёра, возглавляющего мастерскую, возложено общее руководство постановкой нового фильма. Съёмки будут происходить в павильонах студии «Союздетфильм».

Работа над этой картиной волнует меня не меньше, чем моих учеников. В романе Александра Фадеева заложены качества, роднящие эту книгу с произведениями русской классики. Образы юношей и девушек нарисованы автором с той почти хроникальной доподлинностью, которая величественнее любых возвышенных эпитетов и превосходных степеней. Величие подвига краснодонцев вырастает из самого существа мыслей, поступков, из самой натуры молодых героев. Они совершают героические дела с естественностью подлинных патриотов, не знающих позы и самолюбования. Роман наполнен действием, что делает его вдвойне ценным для кинематографа. Однако самое важное заключается в том, что образы героев романа и их поступки исполнены глубокого внутреннего содержания, а это и является искомой сущностью современного советского кинематографа.

Экранизацией романа «Молодая Гвардия» мы стремимся создать художественное произведение, раскрывающее средствами кинематографического искусства, не знающего препятствий ни во времени, ни в пространстве, ту подлинную обстановку, в которой проходили жизнь и борьба краснодонцев, показывающее величие натур молодых героев во всей их естественной, человеческой простоте. Это должны быть совсем обыкновенные юноши и девушки, такие, чтобы молодые зрители узнали в них самих себя, а взрослые - своих сыновей и дочерей, чтобы все советские люди ещё раз увидели содеянное гитлеровцами преступление и возгордились бы за величие советского народа.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Летопись Аляски

Заметки писателя о романе «Юконский ворон»