«Молодая гвардия»

Д Храбровицкий| опубликовано в номере №513, октябрь 1948
  • В закладки
  • Вставить в блог

... Широкая донецкая степь. Лёгкий ветер колышет жухлую степную траву... Перегоняя друг друга, бегут нам навстречу девушки. Вот они уже совсем близко. Нам ясно видны их задорные, раскрасневшиеся лица. Мы безошибочно различаем, кто из них Ульяна Громова, кто Валя Филатова, кто Вырикова.

Так с самых первых кадров киноповести «Молодая гвардия» зритель безоговорочно принимает действующих лиц фильма, как старых своих знакомых.

Мало кто из наших людей не знает истории «Молодой гвардии», мало найдётся не читавших одноимённого романа А. Фадеева.

И естественно, что воображение читателей нарисовало уже любимые образы молодогвардейцев, дополнив фадеевские портреты щедрой своей фантазией. Приходя в зрительный зал театра или кино, зритель надеется увидеть любимых героев именно такими, какими он нарисовал их себе.

Мы опасались некоторого разочарования перед просмотром кинофильма «Молодая гвардия».

Но самые первые кадры успокоили нас, а потом мы забыли, что находимся в зрительном зале. Будто кто-то властной рукой взял нас и повёл в жизнь, посвящая в самые сокровенные тайники её.

Трудно рассказывать с экрана о современности. Трудно играть для зрителя, который сам — свидетель, участник или герой этих событий. Тут нужно быть абсолютно честным и правдивым. Настолько свежо ещё в сознании людей всё пережитое, что даже малейшая фальшь, идущая с экрана, подмечается зрителем.

Большой художник, Сергей Герасимов хорошо понимал эту истину, когда брался за такое ответственное дело, как экранизация «Молодой гвардии». Поэтому от первого до последнего кадра Герасимов ни на йоту не отходит от действительности. И встают во весь рост легендарные герои «Молодой гвардии»: трезвый и страстный Кошевой (артист В. Иванов), задумчивая и волевая Уля Громова (артистка Н. Мордюкова), дерзкий в своей смелости Серёжа Тюленин (артист С. Гурзо), отчаянная и задорная Люба Шевцова (артистка И. Макарова).

Свято следуя исторической достоверности, художник не ограничил себя в выборе изобразительных средств. О «Молодой гвардии» можно сказать, что это богатый, щедрый фильм.

Так неподдельны и естественны в своей игре актёры, так они подкупающе искренни и убедительны, что удивляешься, откуда у них эта, доступная лишь самым большим мастерам «великая правда жизни».

Удивляешься, глядя на них, лишь начинающих свой творческий путь, как тонко раскрыта ими психология героев, — то, что великий Станиславский называл «жизнью человеческого духа» и что ставил он выше всего в искусстве актёра.

Исполнители всех ролей молодогвардейцев — студенты Государственного института кинематографии. Вряд ли кому-либо из них более двадцати семи лет. Этот фильм — их дипломная работа; роли, сыгранные в «Молодой гвардии», —первые в их жизни.

Откуда же пришло это мастерство? Или тут что-нибудь другое, давшее не менее радостные результаты? Чтобы разобраться во всём этом, необходимо проследить, как создавался фильм и кто эти люди, сделавшие его.

Советская молодёжь пользуется заслуженным авторитетом у нашего народа. Юноши и девушки, умудрённые опытом Великой Отечественной войны, с самых первых дней мирного строительства стали борцами за выполнение сталинского пятилетнего плана. Партия смело выдвигает молодёжь на самые ответственные участки.

Сергей Аполлинарьевич Герасимов не побоялся доверить сложные и ответственные роли в своём новом фильме молодым актёрам. Кому, как не им, сверстникам молодогвардейцев, формировавшимся в тех же условиях, что и герои «Молодой гвардии», дано до конца раскрыть их психологию, донести до зрителя сложную природу подвига?!

Владимир Иванов, исполнитель роли Олега Кошевого, — бывший командир отделения разведчиков. Трижды он лежал в госпитале. Иванов пришёл в институт с войны, он видел жизнь и эту жизнь вдохнул в свою первую роль. Володя вспоминает первый разговор с Герасимовым. Сергей Аполлинарьевич не спрашивал его, какие роли он приготовил за время учёбы в институте, что он собирается сыграть в будущем: режиссёра интересовало главным образом, что видел и что пережил этот человек. И когда Иванов сказал, что он работал комсоргом в стрелковом полку, для Герасимова это открытие было праздником.

— Я ничего не придумывал в своей роли, — говорит Иванов. — Я только эмоционально вспоминал виденное и пережитое когда-то.

В первом варианте сценария роль Кошевого была несколько статична. Он произносил речи, направлял работу организации, руководил молодогвардейцами, но мало что делал сам. Эта внешняя статичность не давала покоя Володе Иванову. Он не выдержал и пришёл к Герасимову:

— На фронте во время атаки мы втыкали флажки в занятые траншеи врага. Каким же авторитетом среди комсомольцев будет пользоваться комсорг, если он сам первым не воткнёт флажок во вражескую траншею?!

Так в фильм вошли сцены, в которых Кошевой сжигает скирды, участвует в операции по поджогу немецкой биржи.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены