Жизнь, которая всегда шире любой фантазии, вела творческий коллектив фильма по правильному пути.
Сергей Гурзо, играющий Серёжу Тюленина, — бывший фронтовик. Глеб Романов, исполнитель роли Туркенича, был шофёром — водителем машины на I Украинском фронте. Сергей Бондарчук, создавший потрясающий по своей силе образ большевика Вальке, — тоже участник Великой Отечественной войны. Нонна Мордюкова (Ульяна Громова в фильме) —бывшая трактористка, колхозница из-под Ейска.
Всё пережитое ими за годы войны молодые актёры вложили в свои роли. Жизненный опыт предостерёг их от лжи и фальши.
«Стоп! Не врать!». Эти три слова стали девизом с самых первых дней работы. А началась работа совсем не с того, с чего обычно начинают у нас делать фильм.
Молодые режиссёры Государственного института кинематографии Ю. Егоров, Н. Розанцев, Ю. Победоносцев, В. Беляев, С. Эйдельштейн, М. Бегалин, Т. Лиозанова отобрали несколько отрывков из романа А. Фадеева. Вместе со студентами актёрского факультета они самостоятельно приготовили их. В то время ещё не было сценария будущего фильма. Количество отрывков всё увеличивалось. В результате сумма всех отрывков рассыпалась по сюжетной линии фадеевского романа и дала первый вариант сценария.
Летом 1946 года группа молодых режиссёров отправилась в Краснодон. Они собрали весь дополнительный материал к фильму. Молодые режиссёры наметили места будущих съёмок, привлекли массу людей — очевидцев деятельности «Молодой гвардии».
Из Краснодона в Москву было доставлено свыше тысячи документальных фотографий, которые послужили основой для работы художника и постановщика фильма.
Кроме этого режиссёрам удалось записать большое количество воспоминаний членов семей краснодонцев и просто жителей города. Из этих воспоминаний сложились литературные портреты героев «Молодой гвардии». Они помогли расширить рамки фадеевского повествования.
С. Герасимов в принципе отказался от павильонных съёмок. Съёмки были перенесены на натуру, в Краснодон, куда выехала киногруппа «Молодой гвардии». Каждый участник фильма поселился в семье, где когда-то жил прототип его образа. Матери краснодонцев называли актёров «сыночками и дочурками», на каждом шагу их окружала обстановка и предметы, среди которых действовали их герои. Такого высшего проникновения в природу образа, пожалуй, не знало ещё мировое театральное искусство. Разве тут можно было сфальшивить, отойти от истины?!
Владимир Иванов поселился в семье Кошевых. Бабушка Вера рассказала ему все сказки, которые когда-то рассказывала Олегу. Он даже запомнил последние стихи, которые Олег подарил матери, уходя через фронт. Молодой актёр много бродил по извилистым краснодонским улицам, а рядом с ним шла Нина Иванцова —подруга Олега.
— Помню: сидели мы с Олегом на этом же крылечке, так же лаяли собаки, так же переговаривались сверчки, — говорила Нина Иванцова.
И актёр представлял себя в этот момент «Кашуком» — легендарным комиссаром легендарной «Молодой гвардии»...
Образы молодогвардейцев — это образы кристальной партийной чистоты. И невозможно было актёрам создавать их, не поднимаясь самим до высокого морально-политического уровня молодогвардейцев. Много было работы на съёмках. Зачастую рабочий день длился по 18 — 20 часов, но всё равно это не помешало комсомольской организации киногруппы «Молодая гвардия» жить настоящей, полнокровной жизнью. Комсомольцы провели с населением Краснодона свыше двадцати бесед. Они давали концерты для жителей города и воинских частей, принимавших участие в съёмках фильма. Своими руками комсомольцы построили «красный уголок», там они встречались с краснодонцами и многочисленными экскурсантами, приезжавшими в этот легендарный город. Работа комсомольской организации группы Герасимова — тема для отдельной статьи. Главное, что она способствовала тому необычайному подъёму, который царил в коллективе от начала до конца съёмок.
Даже исполнители центральных ролей, снявшись в очередном эпизоде, добровольно отправлялись на другой объект и с лопатами в руках вместе с рабочими готовили его для съёмки. В коллективе строго соблюдалось правило: «Всё для фильма! Не отказываться ни от какой работы!»
На всю жизнь запомнят участники этого кинофильма ту заботу и внимание, которыми их окружило местное население. Почти на каждой съёмке присутствовали сотни зрителей: они советовали, поправляли, уточняли.
Целую ночь продолжались съёмки заключительных сцен фильма — казни молодогвардейцев. Целую ночь вокруг шурфа сидели, не сходя со своих мест, тысячи жителей Краснодона. Перед ними и перед светлой памятью героев «Молодой гвардии» нёс моральную ответственность каждый участник этой последней сцены.
Фильм отснят. Бесспорно, он войдёт в золотой фонд выдающихся произведений нашей кинематографии, а быть может, откроет новую эпоху в развитии советского кино, как открыли её «Броненосец Потёмкин» и «Чапаев».
Многое в этом фильме выгодно отличается от романа А. Фадеева. Здесь исправлены те серьёзные недочёты, на которые справедливо указывала А. Фадееву наша критика.
В этом фильме показаны организующее начало и руководящая роль партии, выпавшая из ткани романа. Комсомольцы «Молодой гвардии», как это и было в действительности, во всём учатся у партии, на каждом шагу следуют её советам.
Партия указала на важнейшие недостатки романа А. Фадеева и ряда театральных инсценировок в то время, когда уже была полностью закончена первая серия фильма.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.