Присуждение Сталинских премий за произведения советской литературы - яркое свидетельство её непрерывного роста, правдивости и богатства содержания, признак её художественной силы. Много и плодотворно потрудились наши прозаики и поэты, драматурги и критики.
Серьёзного успеха добилась и наша детская литература. Присуждение Сталинских премий детским писателям - заслуженная награда за большой труд, отданный делу воспитания молодого поколения.
Недавно прошедший пленум правления Союза советских писателей, обсуждая вопрос о детской литературе, отметил её идейную и художественную зрелость, верность боевым требованиям нашего времени, задачам коммунистического воспитания детей. Всем. чего достигла детская литература нашей страны, она обязана руководству большевистской партии, которая неустанно заботится о развитии этой важной области социалистической культуры, окружает её сталинским вниманием и помогает успешно двигаться вперёд.
Всё новые и новые темы привлекают творческое воображение детских писателей, всё новые и новые герои, достойные любви и признания юных читателей и зрителей, сходят со страниц детских книг и пьес, становятся друзьями нашей детворы и юношества - школьников, пионеров, комсомольцев.
О чём бы ни рассказывали в своих новых книгах детские писатели, всегда одним из наиболее привлекательных образов для читателей будет образ их сверстника, активно помогающего старшим. И если художник верен незыблемым принципам социалистического реализма, если обогащение жизненными наблюдениями стало для него законом и источником творческой фантазии он добьётся победы и завоюет уважение народа.
Именно потому и не случаен успех такого тонкого мастера, как таганрогский писатель И. Василенко, удостоенного Сталинской премии за повесть «Звёздочка».
Казалось бы, предельно прост сюжет повести: подростки учатся и работают в ремесленном училище, дружат и спорят. Но всех их объединяет одно общее, огромное чувство: любовь к труду, желание выполнить своё дело как можно лучше и скорее. Как всякий вдумчивый художник. И. Василенко умеет найти ключ к раскрытию взятой им темы: он показывает труд в его внутренней поэзии и захватывающую силу соревнования молодых характеров. Таковы в «Звёздочке» комсомольцы Паша Сынов и Маруся Родникова. Вот они встретились после производственной победы Маруси, и та говорит Паше: «Я не понимаю, почему ты так говоришь: «Твоя взяла». Не моя, а наша взяла! Наша с тобой».
Полным голосом звучит тема нового человека в образах другой книги, отмеченной Сталинской премией - в повести «Стожары» А. Мусатова. Недаром героев повести Мусатова читатели непременно видят живыми, реально существующими. «В книге описано много хороших ребят, - пишет один из читателей, - но особенно мне понравились Саня Коншаков и Маша Ракитина. Когда читаешь о них, хочется с ними познакомиться и подружиться. Я убедительно прошу сообщить их адреса...»
Завидна судьба такой книги: созданная жизнью, она снова уходит в жизнь. чтобы учить бороться за счастье своей земли, за процветание и красоту её. за дружбу её людей так. как боролись Саня Коншаков и его друзья, взрастившие в совместном труде со взрослыми чудесную пшеницу - «коншаковку».
Сталинской премии удостоена за свою книгу стихов поэтесса А. Барто. Творчество А. Барто представлено в книге в самых различных планах: весёлый рассказ о своеобразных проявлениях ребячьего характера, серьёзный разговор о недостатках, свойственных возрасту, наполненная живой интонацией стихотворная повесть о дружбе советских детей, наконец. поэма на тему: кем быть в жизни. Вот как размышляет об этом герой поэмы - школьник Лёня.
Свой труд соединю я
С высокими мечтами –
С товарищами встану
Под Сталинское знамя.
Книга стихов А. Барто говорит о том, что поэтесса плодотворно работает над новыми темами, ищет их в гуще жизни н. смело идёт с ними к своим маленьким читателям.
Большим мастером политической темы снова показал себя Сергей Михалков в пьесах «Я хочу домой!» и «Илья Головин». Оба эти произведения - первое для детей, второе для взрослых - отличают острота писательского замысла, сила гнева: направленного против изуверства англо - американских империалистов и прогнившей буржуазной идеологии.
Пьеса «Я хочу домой!» звучит и как политический памфлет на выродков капитализма, разрушителей человеческого счастья, и как правдивая трагедия советского ребёнка, заброшенного войной на чужбину, и как гимн могучему Советскому Союзу, который никому не даст в обиду своих детей. Эти чувства страстно и сильно выражены в заключительных словах стихотворного эпилога пьесы:
Никто у ребёнка не смеет
Отчизну и дом отнимать!
Советский ребёнок имеет
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.