Искусство ГДР 70-х годов – это поэтическое и философское раздумье о сложном и интересном мире сегодняшних немцев, строящих новую жизнь. Разнообразие творческих индивидуальностей художников, разносторонность их интересов и жизненных наблюдений позволяют глубже понять народ дружественной нам страны.
Какой же он, наш современник из ГДР, выросший под мирным небом на еще хранящей следы войны земле? Его образ воссоздается с глубокой силой обобщения, ярко и индивидуально. Полотнам признанных мастеров и молодых художников свойственны экспрессивность и смелость изобразительных решений, стремление найти прекрасное в обыденном и при этом избежать какого бы то ни было приукрашивания действительности.
Поиски идейно и эмоционально емких решений, склонность к эпическому обобщению особенно заметны в живописи. Характерно традиционное для немецкой живописи обращение к триптиху – форме, позволяющей с предельной широтой охвата действительности передать замысел художника.
Таков «Берлин» – триптих, напь анный известным живописцем, вице-президентом Союза художников ГДР, ректором Института изобразительного и прикладного искусства в Берлине Вальтером Вомака. Прошлое и современность города сложной и противоречивой судьбы нашли в этом произведении продуманное и прочувствованное воплощение. Трагедия и неизбежность крушения старого мира и утверждение новой жизни, ее интенсивность и оптимизм переданы выразительными средствами, через внутреннее единство конкретных типичных сцен с обобщающей трактовкой темы.
Активная жизненная позиция отмечает работы ведущих мастеров республики – и тому много подтверждений.
...На картине крупно, броско – большие, натруженные руки мужчины, обнимающие устремленного к нему друга. Доверие, сердечная теплота, взаимопонимание – все то, что так дорого во взаимоотношениях между людьми, – чувствуются в этом объятии. На
переднем плане – круглый стол с флажками ГДР и СССР. Эта деталь придает картине глубоко символичное звучание. Полотно принадлежит кисти Вилли Зитте, члена Академии художеств ГДР, президента Союза художников.
Благородной сдержанностью и затаенной чувственностью наполнена картина лауреата художественной премии Союза свободной немецкой молодежи художника из Цвиккау Карла-Хайнца Якоба «Молодая пара». Размытость контуров, мягкая гамма, строгое композиционное решение тонко передают лиричность и спокойную внутреннюю силу молодых людей, вместе вступающих в завтрашний день.
Проходившие в нашей стране выставки последних лет познакомили советских людей со многими талантливыми молодыми художниками, порадовали встречей с уже известными и популярными мастерами старшего поколения.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Ответы кандидата в члены Политбюро ЦК СЕПГ, Первого секретаря Центрального совета Союза свободной немецкой молодежи Эгона Кренца на вопросы главного редактора журнала «Смена» Альберта Лиханова