...Его не стало утром того дня, когда в мастерской появились служащие Третьяковки, приехавшие за картиной.
Боковые части триптиха были благополучно погружены в машину, а центральное полотно, огромное по размеру, не проходило в дверь мастерской. Вынуть холст из рамы и свернуть нельзя – еще не просохли краски. Оставался один выход – опустить картину с семнадцатого этажа на веревках через балконную дверь. И вот она уже движется, подхватываемая, поддерживаемая на каждом этаже руками друзей. На балконы дома выходят люди – и буквально передают огромный холст из рук в руки.
Картина плывет вдоль стены дома, все ниже й ниже – к людям, которые уже ждут ее, столпившись на тротуаре, как мальчишки, задрав головы вверх...
Триптих Юрия Ракши занял свое место на выставке в Третьяковской галерее. «Поле Куликово» – вершина творчества художника. В этой картине заключено все то, что он хотел оставить живущим на земле: свою доброту, великую убежденность, любовь. Это он сам, его суть, сильно, разом выплеснутая на холст.
Это та самая земля, которая вскормила нас, на которой стоим и которой держимся мы в этом мире.
...Выставки. Их было немало. Выездные, международные, молодежные, московские.
И постоянно меняющаяся экспозиция на стенах мастерской.
– С персональной выставкой я пока не спешу, надо, чтобы она состояла не из случайно подобранных, но программных работ и явилась событием не только для меня.
Эти слова Юрий Михайлович Ракша произнес еще совсем недавно.
Персональная выставка художника состоялась уже после его смерти. В выставочном зале на Кузнецком мосту, где висели его картины, весь месяц было многолюдно. Сюда приходили те, кто хорошо знал Юрия, любил его творчество, и те, кто лишь сегодня открыл его для себя.
Имя Юрия Ракши зазвучало впервые немногим больше десятилетия назад. А в последние годы это был уже известный мастер, вступивший в пору творческой зрелости.
– Когда есть на что оглянуться в творчестве и в жизни, понимаешь, что век твой измеряется лишь тем, что ты успеешь сделать, и потому все мысли устремлены в будущее, и так важно хоть немного опередить время...
И Юрию Ракше это удалось. В последние дни он едва мог работать. Кисть уже падала из рук, и все же он успел закончить главную свою картину и подарил ее людям.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.