Мир и взгляд художника

Александр Харьков| опубликовано в номере №1305, сентябрь 1981
  • В закладки
  • Вставить в блог

«Рожденным жить» – картина о Вьетнаме.

Вьетнам. Огненная точка на карте. Поездка трудная, все так близко – ужас, горе, смерть. И – жизнь. Вновь и вновь поднимающаяся из руин.

– Меня поразила жизненная сила этого народа, где мужчины – воины и труженики одновременно, женщины – солдатки и матери, а дети совсем обыкновенные, такие же быстрые, любопытные...

На стенах мастерской – портреты, пейзажи.

Юрий Ракша очень любил новые впечатления, поездки. За ними всегда – новые холсты, полные папки рисунков.

Вот цикл небольших работ «У себя дома». Их девять. Эти милые художнику картины детства, родины, русской провинции, где уживаются и старое и новое, выполнены красочно, в манере, близкой к народным картинкам, к лубку. Собирая материал для своих полотен, художник не только много рисовал, он делал заметки, записывал разговоры прямо на полях рисунков.

Было все: замыслы, планы, желание работать. Мало оставалось одного – жизни, чтобы закончить, написать, реализовать, сделать. Вдруг обнаружилась тяжелая болезнь. Зная о ней, Юрий нашел в себе мужество и силы продолжать работать.

Нужно было успеть главное – написать свою картину. Тогда-то Юрию Ракше и было сделано неожиданное предложение – написать большое полотно на сюжет Куликовской битвы. Картина предназначалась для выставки иконописи, живописи и графики в Государственной Третьяковской галерее, посвященной 600-летнему юбилею Куликова поля. Поначалу это не вызвало ничего, кроме недоумения. Ведь герой полотен Ракши – современник, человек, прочно обосновавшийся в веке двадцатом. Последняя работа художника называлась даже «Разговор о будущем». И вдруг – столь давнее событие.

...Колокола гудят по всей великой Руси. Собирается на битву весь народ русский... По-разному разрабатывался сюжет битвы на Куликовом поле в живописных композициях. Сразу вспоминаются иконописные лики, шлемы русских богатырей с полотен Васнецова, Нестерова, Фаворского.

– Постепенно картина так вошла в меня, что уже не отпускала. За работой, за делами, отдыхая – я все время помнил о ней, был полон ею...

Первый период работы над картиной, когда необходимо отбросить все до тебя сделанное, до тебя увиденное, выкристаллизовать свое восприятие, был для Юрия Ракши трудным и продолжительным. Многие сюжеты, возникавшие в голове, еще не написанные, уже были. В процессе работы, изучая материалы, делая эскизы, размышляя над композицией будущей картины, художник так приблизился к давнему сентябрьскому утру, словно сам был там. И понял: не надо увлечений этнографической стороной, не надо стилизации под древнерусскую икону. Писать воинов Дмитрия с людей сегодняшних, с современников – только так!

Интуитивно угаданное подтвердилось, когда мастерскую заполнили друзья художника, с помощью взятых на «Мосфильме» костюмов превращенные в русских ратников.

Трудно давалась композиция будущего полотна. Слишком многое эмоционально должна вместить картина, оставаясь не перегруженной. Художник избирает форму триптиха. Это давало возможность продлить изображение во времени, усложнить внутреннюю драматургию картины «Куликово поле» начинается сюжетом «Благословение на битву», который занимает один из боковых холстов. Для Дмитрия момент исполнен огромного значения. Он сделал свой выбор. Ответственность за судьбу Родины на нем.

Центр – «Предстояние» – остановил мгновение, когда в предутреннем тумане уже построились в боевом порядке полки, последние минуты перед битвой продлевают тишину. Дмитрий уже в рубахе и кольчуге простого воина – он сам пойдет в пешем строю. По правую руку князя – Бренко. Прототипом этого образа послужил художнику Василий Шукшин. С плеч Бренко ниспадает алый княжеский плащ.

Действие второго бокового полотна, «Плач жен», разворачивается вокруг Евдокии, жены Дмитрия. Это момент прощания, момент тихой внутренней скорби. Что принесет ей этот день? Вокруг Евдокии собрались плакальщицы.

Герои картины несут в себе настолько разнообразные эмоциональные заряды, сами фигуры столь колоритны, что глаз еще и еще возвращается к какому-то лицу, деталям, вновь рассматривает уже виденное и, казалось, прочувствованное.

...Отбившийся жеребенок мечется в предощущении страшного – символ неотвратимости грозного боя и одновременно детская растерянность и мольба о защите...

...Конь, яро выгнувший шею, приветствующий наступающее утро веселым ржанием, – тема молодецкой удали, рвущейся в битву, не боящейся ее, полной веры в победу.

...Юноша, опустившийся на колени перед щитом Дмитрия, – его взгляд устремлен в будущее, в нашу жизнь...

Все образы картины чрезвычайно динамичны, активны во времени. Они словно ведут разговор со зрителем, заставляя его самого переживать те мгновения. И это не просто прием художника. Беседа со зрителем – суть живописи Юрия Ракши. Он никогда не ограничивал тот или иной жанр определенным сюжетом, раскрывающим определенные действия. Вместо действия всегда изображается состояние, предшествующее этому действию, предстояние – момент наибольшей эмоциональной силы, наивысшей внутренней собранности.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Линда

Роман

Зрелый возраст «второй сцены»

С народный артистом РСФСР, лауреатом Государственной премии СССР Олегом Табаковым беседует специальный корреспондент «Смены» Светлана Ярославцева