Мир балерины

Анна Илупина| опубликовано в номере №1149, апрель 1975
  • В закладки
  • Вставить в блог

Начало

Говорит народная артистка СССР Майя Плисецкая

– Что такое начало?.. Первые проявления индивидуальности? Дебюты!

– Утро каждого дня. Начало каждого спектакля и его окончание, после которого все начинается снова – в твоем сознании... Появление нового замысла. Начало (и завершение) его реализации.

Народная артистка СССР, лауреат Ленинской премии Майя Михайловна Плисецкая 400 раз танцевала «Лебединое озеро». И 400 раз ее охватывало волнение перед выходом на сцену в облике заколдованной прекрасной королевы лебедей Одетты. И 400 раз за 8 тактов до выхода в обличье коварного двойника Одетты – Одилии Плисецкая начинала испытывать самые неприятные ощущения. Это признание сделано балериной несколько лет назад. А ведь тогда и много раньше она была уже всемирно известной танцовщицей...

Утро каждого дня. Тренировочный класс: станок и середина; станок и середина; станок и середина – всю жизнь одно и то же, необходимое, неизбежное, тяжкое... К концу занятий толстое полотенце намокает от пота. Ежедневно нечто новое – сегодня лучше получается одно, завтра другое. А надо, чтобы все всегда получалось одинаково хорошо. Но этого не бывает никогда.

Время, отпущенное балерине для совершенствования в танце, ограничено природой больше, чём в любой другой сфере искусства.

Взгляды балерины, как и вся ее художническая индивидуальность,

формируются на протяжении всей творческой жизни. Так когда же она начинается? Этот вопрос предполагает и другие. Например: когда состоялся дебют Майи Плисецкой – в каком балете и в какой партии? Каковы ее лучшие роли? Сколько партий исполнила балерина? Сколько пар балетных туфель расходует Плисецкая за сезон?

Но начнем все по порядку...

Ее первое публичное выступление состоялось в... два года восемь месяцев. Было так: дома ждали гостей. Когда раздался звонок и открыли дверь, девочка выскользнула из квартиры и убежала на Сретенский бульвар. Спохватившись, что ребенка нет, мать бросилась искать дочь.

– Тогда по Москве еще водили иногда ученых медведей, и, увидев на бульваре толпу, я решила, что Майя загляделась на мишку. Я никак не могла пробиться сквозь толпу. А из репродуктора лился вальс из балета «Коппелия». Я с трудом протиснулась вперед и остолбенела. В центре круга с упоением танцевала моя Майя. Я схватила ее на руки, а она заплакала. Люди решили, что я хочу унести чужого ребенка. А моя актриса вырывалась, чтобы продолжать...

Так вспоминала о «дебюте» прославленной балерины ее мать – знаменитая киноактриса 20-х годов Ра Мессерер. Она говорила, что и характер Майи начал проявляться уже тогда:

– Однажды дочь вернулась домой продрогшей. «Где твоя кофточка?» «Мы играли во дворе. Там была девочка. Ей понравилась моя кофточка. И я ей отдала»...

Спустя много лет в одном из интервью Майя Плисецкая скажет: «Доброта кажется мне обязательным свойством человека. Причем не показная, а органичная – такая, которую творящий добро не замечает.

Добрый человек не идентичен и даже противоположен добренькому: сентиментальное прекраснодушие, которое иногда отождествляют с добротой, мне не нравится столь же категорично, как и жадность»...

Тогда же, в октябре 1968 года, Плисецкая сказала, что не выносит «поклонников», которые имеют обыкновение «приставать» к талантам. Но еще задолго до того, как ее собственный талант обнаружился, она терпеть не могла приставания и «отшивала» бесцеремонных резким прямодушием.

Четырехлетняя девочка так отвечала на вопросы незнакомой тети: «Как тебя зовут?» «Маргарита!» «Куда же ты едешь на трамвае?» «В Африку!» «Зачем?!» «Крокодилов удить!» И тетя отстала...

Но вернемся к дебютам. На сцене она впервые выступила в шесть лет. На Шпицбергене, где ее отец Михаил Плисецкий был советским консулом. Уже в те годы ярко проявилось одно из ее отличительных качеств – бесстрашие. Ей ничего не стоило скатиться на лыжах с самой крутой горки. Ее не пугала пурга. Однажды она убежала погулять и застряла в сугробе. Кто-то увидел в снегу мех шубки, вытащил почти замерзшую девочку. Она быстро пришла в себя: ей надо было готовиться к спектаклю.

«Русалку» ставили любители. Ставили с большим тщанием, благоговейным отношением к Пушкину. В сцене Маленькой русалочки девочка произносила несколько фраз звонким голоском. И когда она сказала: «А что такое деньги, я не знаю», – все зааплодировали.

– Быть может, тогда и родилась любовь к успеху?

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены