Минута триумфа

Юрий Заранкин| опубликовано в номере №1314, февраль 1982
  • В закладки
  • Вставить в блог

А потом был Всесоюзный фестиваль самодеятельного творчества трудящихся, и питомцы Валентинаса Дикулиса стали лауреатами этого фестиваля, завоевав второе место. И, конечно, минуты триумфа его учеников были и минутами триумфа учителя, воспитателя. И все-таки – только учитель? Только воспитатель? Трудно было смириться с такой перспективой сердцу артиста, тем более артиста, только почувствовавшего настоящий вкус к собственному творчеству. Да, и прикованный к коляске, он не свободен от желания снова работать на арене, не смирился, сила рук придает уверенность: «Буду!»

Сила рук. А что, если все-таки сделать цирковой номер, используя эту могучую силу своих железных мускулов.

Пусть даже публика сначала посмеется, увидев артиста, выехавшего на арену в инвалидной коляске. Пусть сначала подумает, что это всего лишь ловкий клоунский трюк. Потом он докажет, что он не клоун, а силовой жонглер. А силовому жонглеру не обязательно двигаться. Вращать вокруг шеи штангу и подкидывать металлические шары можно и сидя. Сидя можно и поднимать что угодно и кого угодно. И вот его ученики неожиданно услышали просьбу своего руководителя – постоять на его плечах. Сначала поодиночке, а потом двоим, взявшись за руки, встать к нему на плечи. Дальше – больше. Сначала двоим встать к нему на каждое плечо, а потом к каждому из этих двоих встать еще по одному.

И Дикулис почувствовал, что его тело подчиняется такой, казалось бы, невероятной нагрузке.

Валентинас репетировал и репетировал. Как пушинки подбрасывал он вверх металлические шары.

Прослышали о подготовке их бывшим пациентом циркового номера врачи той самой больницы, в которой лежал после травмы Дикулис, и попросили его снова приехать... в больницу. Им захотелось чуда, захотелось, чтобы Валентинас встал, чтобы номер, который он готовит, не был номером инвалида, чтобы он не выехал к зрителям – вышел.

Они продолжили кропотливую работу, начатую самим Валентинасом. И силовой жонглер Дикулис вышел на арену. Чудо произошло. Подобные чудеса называют обыкновенными. Потому что они свершаются благодаря силе, цельности натуры, огромному желанию обыкновенных – не волшебников – людей обрести потерянную краску жизни, дорогую краску.

...На манеже Валентинас Дикулис. Змеей вьется вокруг его шеи 300-килограммовая штанга. Так и норовит укусить, но Дикулис куда ловчее этой штанги-змеи. Летят вверх металлические шары. Теперь их уже не четыре, а семь, а завтра, может быть, станет еще больше, потому что чудеса, как мы уже знаем, покорны Валентинасу.

«Многие трюки артиста Дикулиса до него никем не исполнялись и в настоящее время никем не исполняются». Это слова из заключения авторитетнейшей просмотровой комиссии: О. Попова, И. Бугримовой, Т. Дуровой, М. Запашного и других.

...Отцу Валентинаса сказали: «О возвращении на фронт вам нечего и думать». А он все-таки вернулся на фронт, Иван Дикулис, и воевал до победы. Валентинасу говорили, что ему нечего даже мечтать о возвращении в цирк. А он все-таки вернулся в цирк. И тоже дошел до победы, сын солдата.

Дошел – в самом прямом смысле этого слова.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены