Мимо жизни

Ю Нейман| опубликовано в номере №325, январь 1940
  • В закладки
  • Вставить в блог

М. Молов обвиняет автора и действующих лиц рассказа в безжалостном отношении к Гутьке. «Непонятно полное отсутствие у советских людей элементарных человеческих чувств по отношению к несколько искривленной и униженной душе человека», - восклицает он. Нам, в свою очередь, непонятно другое: неужели хамское отношение к женщине, к умирающему человеку - признак всего - навсего «несколько искривленной» души? Неужели же на месте товарищей Гутьки каждый из нас не поступил бы так же и не выгнал бы негодяя, вместо того чтобы доискиваться, «как дошел ты до жизни такой», что, видимо, предлагает критик?

Другое дело, что автору следовало бы дать хоть какой - нибудь намек на предысторию Гутьки.

На наш взгляд, недостаток рассказа Ю. Сотника не в «бесчеловечном» отношении к герою, а в том, что герой этот литературного происхождения, прообраз его следует искать не в жизни, а в книгах. Рассказ «Гутька» - не окно в жизнь (интереснейшую, кстати сказать, жизнь нашей молодежи на Севере), а целиком литературная вещь, еще крайне несамостоятельная. Здесь не приходится пока говорить о настоящих образах и характерах.

С изображением молодой советской девушки мы встречаемся в повести А. Соловьевой «Отец». Семнадцатилетняя Надя впервые видит отца - человека, которого она совсем не знает, так как он предоставил воспитание дочери дедушке и бабушке. Вскоре выясняется, что отец и дочь - не только чужие, но и враждебные друг другу люди.

Проблема, затронутая в повести, могла стать глубокой и даже трагической. Однако автор предпочел пойти по линии наименьшего сопротивления, противопоставив друг другу крайне несерьезных людей: пошляка - отца и девушку, психологический образ которой знаком нам по повестям Л. Чарской.

Что может сказать читатель о Наде? Это - несколько экзальтированное существо с ребячливым умом. У нее нет еще настоящего характера, автор не сумел заинтересовать нас ее дальнейшей судьбой. Все высказывания Нади наивны и незначительны. Трудно сказать, почему писательнице вздумалось остановиться на таком нехарактерном и бледном представителе молодого поколения. Право же, жизнь могла дать тысячи более ярких и интересных прототипов.

Повесть «Отец» - литературно грамотное, но незначительное произведение. Она легко читается и еще легче забывается. Эта повесть тоже идет мимо жизни, соприкасаясь с ней какими - то незначительными точками. Вопросы, затронутые Соловьевой, частью разрешены, частью намечены слишком поверхностно.

Поверхностность, неуменье проникать вглубь, отсутствие современности в подлинном смысле этого слова характерны для большинства рассказав, помещенных в сборнике. Авторы их чаще всего движутся по пути, проторенному до них десятками других писателей, не пытаясь врезаться в самую жизнь, насыщенную великими делами жизнь нашей великой родины, в гущу кипящего вокруг них близкого им материала. Они не проявляют никакой настойчивости в постижении жизни, никакой дерзости, точно все время боятся сорваться, ошибиться. Поэтому темы, которые они затрагивают, носят какой - то случайный, необязательный характер, второстепенный для читателей, второстепенный для них самих. А ведь писатель по - настоящему рождается тогда, когда он находит свою тему.

Вот причина той неудовлетворенности, с которой вы оставляете книгу. В сборнике есть несколько неплохих, даже хороших рассказов, но они не отвечают вашим ожиданиям, вашим жадным запросам.

Почему молодые писатели движутся так несмело? Вы припоминаете биографии лучших стахановцев. Едва ли не всем им приходилось бороться с рутиной, косностью людей, противившихся их дерзаниям. Вы припоминаете рассказ Марии Демченко, которая выполнила взятое на себя обязательство, хотя «природа как нарочно становилась ей поперек».

Неужели же перед молодыми писателями нет таких обязательств? Мы сыты по горло гладко написанными вещами, в которых все заранее предрешено и известно. Скажите нам настоящее, глубоко правдивое слово о нас самих! И если вы еще слишком молоды для того, чтобы делать находки, покажите нам хотя бы поиски - мы охотно разделим их с вами.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены