Есть мальчики и девочки, которые учатся нормально, хорошо, отлично, - их большинство. Ими занимаются педагоги, комсомол, родители. Есть мальчики и девочки - их немного, - которые нарушают школьную дисциплину, хулиганят. Их исправляют, стараются исправить. Но есть еще одна группа: дети, которыми мало кто интересуется. Так сказать, «междуведомственные» мальчики и девочки. К ним относится и Шура К. Им заинтересуются, может быть, только после того, как он или украдет что - нибудь, или разобьет в магазине стекло, или попадет в вытрезвитель. В школе он обуза, в семье - несчастье. Но зато летуны, воришки, спекулянты - всякий темный элемент - с большим интересом, даже с вожделением следят за такими подростками, как Шура К.
Кто же его товарищи? Уж, конечно, не соседи по партам, которым по двенадцати - тринадцати лет. И не ученики старших классов. С ними у него полный разрыв. Когда - то они были его товарищами. Он вместе с ними поступал в школу, они вместе развивались. Но теперь они пренебрегают его компанией: такой здоровый - и в пятом классе! А к тому же у них мало свободного времени. Они учатся, они заняты комсомольской, общественной работой.
Еще в прошлом году Шура дружил с Катей У. Она и сейчас живет с ним в одном доме. Они вместе ходили в школу, делились впечатлениями от прочитанных книг, увиденных кинокартин. Но за лето Катя У. подготовилась к седьмому классу. Родители взяли ей репетитора. Теперь Катя - семиклассница, а Шура не перешел и в шестой. Она комсомолка, отличница. И Катя избегает встреч с Шурой. Все считают, что она правильно поступила, порвав с второгодником дружбу. Ей и в комсомольской организации школы сказали, что лучше не иметь дела с Шурой К.: у него плохая компания. Что же, Шура подлизываться к ней будет, что ли? Не хочет дружить - не надо.
Мало ли компанейских ребят на улице? Они подбираются не по образованию. В уличных компаниях и школьники, и бывшие школьники, и какие - то подозрительные типы. И у этих много денег. Вчера они были в Ростове, а неделю тому назад - в Армавире или в Шахтах. Они не заботятся о том, кем им стать: инженерами, техниками или слесарями. Они и сейчас уже кое - что умеют и всегда рады поделиться своими знаниями.
Шура К. пока еще далек от уголовщины. За ним еще не числятся делишки, подобные тем, что совершил Жора П. Этот Жора обманным путем получил в издательстве «Таганрогской правды» от имени горкома комсомола три тысячи экземпляров газет и продал их на обертку.
Инструктор школьного отдела горкома комсомола тов. Ульянох с благородным негодованием рассказала нам о многих проделках Жоры П. А в конце беседы тов.
Ульянох развела руками: что делать? Она лично обличила Жору П. в милиции, доказала, что он правонарушитель, а там ей ответили двумя словами: «Надо воспитывать»... А что значит воспитывать, когда в школьном отделе горкома всего три инструктора?! И потом, посудите сами, как воспитывать, если директора школ не являются, когда их вызываешь на заседания бюро горкома?
Горкомовские работники положительно недовольны школьными делами. В горкоме собирают сведения, составляют планы, обсуждают, как бороться с неуспеваемостью, с безнадзорностью ребят, с второгодничеством. В горкоме заседают до ночи, выносят постановления, решения... А в школе не ценят их усилий...
Педагоги и руководители школ в свою очередь считают, что комсомольские организации не помогают им. Директор 4 - й школы тов. Степаненко и заведующий учебной частью тов. Григорьев так и говорят: «Комсомол нам не помогает бороться за успеваемость». Сколько угодно общих слов на собраниях, но и только. Да, говорят они, виноват комсомол, виноваты органы милиции, которые не борются с хулиганством, виноваты заводские общественные организации, которые не хотят заняться вопросами воспитания детворы.
Начальник городского отдела милиции тов. Ованесов и начальник 1 - го отделения милиции тов. Воробьев со своей стороны обвиняют комсомол, школу, профсоюзы.
И в этих взаимных упреках представители каждого «ведомства» находят для себя утешение.
Но разве дело только в том, чтобы искать виновников? Как же все - таки поступить с Шурой К.? Он не «явление», не «пятно», не «проблема», а живой мальчик, с недостатками и достоинствами, ученик пятого класса школы № 4. Но учится он не в школе, и воспитанием его занят не комсомол. Он предоставлен самому себе и влияниям случайных людей.
Как случилось, что Шура К. попал в такое положение? Почему он отстал от своих сверстников?
В школу он поступил с опозданием - девяти лет. Первый год он учился хорошо. И во втором классе он был в числе успевающих, но потом долго болел, отстал и не смог догнать. Когда он перешел в третий класс, у него умер отец. Мать поступила работать. За Шурой не было серьезного присмотра...
В таганрогской школе № 4 из 1560 учащихся 300 второгодников. Большинство их в четвертом, пятом и шестом классах.
Вот Сергей Л. Он сын ответственного работника, имеющего прямое отношение к педагогике. В учебном заведении, где работает отец Сергея, прекрасная дисциплина. А в семье? Отец приходит домой поздно. Сына он любит, но чрезмерно балует. Если в школе мальчика «обидят», поставят ему плохую отметку, папа утешит: купит велосипед или радиоприемник.
Одноклассник Шуры К. Вани Ф. первый раз остался на второй год. Ваня тяжело переносит свою неудачу. Он молчалив, рассеян. Он занят своими мыслями.
Отец Вани пьет. Дома грязь, беспорядок. Там невозможно заниматься.
В семье Лели П. постоянные ссоры. Леля то на стороне папы, то на стороне мамы. Ей некогда учиться.
Кажется ясно: и школа и комсомол должны знать, как живет каждый ребенок, что делается у него в доме, и к тем, у которых не все благополучно в семье, нужно относиться с повышенным вниманием, не ждать, пока они станут второгодниками.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.