Мелодия на два голоса

Лев Громин| опубликовано в номере №1304, сентябрь 1981
  • В закладки
  • Вставить в блог

Работа с ансамблем привела к еще одному, поначалу неявному следствию. Таня, солистка группы, чей голос столь чисто совпадал и в чем-то дополнял голос Сергея, стала его женой. Создался таким образом семейный дуэт Никитиных. Меж тем университет был окончен, состоялось распределение. У каждого члена ансамбля появились свои заботы, и выступать в прежнем составе становилось все труднее. Все чаще творческое содружество ограничивалось дуэтом...

Может возникнуть вполне резонный вопрос: а почему, собственно, дуэтом, а не соло? Автором мелодий песен является именно Сергей, он же играет на гитаре, причем делает это с блеском, у него самого весьма приятный по тембру, выразительный голос. Да и в концертах он достаточное количество песен поет один. Конечно, двухголосное пение весьма расширяет выразительные возможности, придает своеобразную окраску исполняемым произведениям. Но дело тут все-таки в другом.

Сергей вовсе не торопится допустить кого бы то ни было в свой внутренний мир. Да и мысли свои, даже по поводу песни, творчества, формулирует долго, порой мучительно, пытаясь достичь абсолюта в словесной их форме.

Песня же как средство выражения личности человека не может не приводить к некоему душевному обнажению, доступности зрителя и слушателя к тайникам внутреннего мира автора.

Кстати говоря, и концерты Никитина иной раз начинаются в некоторой внутренней борьбе артиста и зрителя, когда певец как бы невольно пытается отделиться от зрительного зала, стараясь в то же время сблизиться с ним. И именно Татьяна зачастую служит тем самым совершенно необходимым связующим звеном между певцом и публикой, идя навстречу зрителю как бы на миг впереди Сергея.

Самодеятельная песня из разряда явлений общественных начала постепенно переходить в один из разделов музыкального искусства, что, конечно же, предъявило иные требования к ее представителям. Оценивать эту песню сейчас стали уже не восторженные туристы, а. люди, профессионально подготовленные и в музыке и в поэзии.

Думается, многие уже давно улавливают музыкальные фразы, настроение самодеятельных песен в творчестве наших профессиональных композиторов. Удивляться не приходится: невозможно воздвигнуть каменную стену между музыкальными жанрами – взаимопроникновение и взаимообогащение практически неизбежны.

Другой вопрос, что это встречное музыкальное движение значительно поубавило число лидеров в самодеятельной песне – на первый план вышли те, кто удовлетворял повышенным, в сущности, совершенно профессиональным требованиям. И творчество Сергея Никитина в последние годы усложнилось, обогатилось. Уточнился и адрес этого творчества – мятущаяся душа современного человека, личность, решающая для себя валовые вопросы: как? что? куда? зачем?

Алла Пугачева, когда у нее спросили года три назад, как работалось на записи песен из «Иронии судьбы» с Сергеем Никитиным, ответила: «Да не помню я его, приходил какой-то гитарист...»

Скоро, однако, этот «гитарист» заставил говорить о себе всю музыкальную столицу.

В Москву на кратковременные гастроли пролетом из Японии прибыл оркестр под управлением Поля Мориа. Естественно желание многих композиторов, работающих в жанре популярной музыки, показать свои произведения такому мастеру. Во-первых, уже утомил достаточно узкий круг взаимных оценок, хотелось услышать мнение «человека со стороны». Во-вторых, у многих жила, наверное, тайная надежда на то, что удастся вдохновить Поля Мориа на создание аранжировки какой-нибудь мелодии. Включение же хоть одной песни в репертуар этого оркестра сулило, безо всяких преувеличений, славу быструю и глобальную.

Но Мориа как-то не торопился с оценками в адрес десятков и сотен клавиров и грампластинок, полученных им за несколько дней пребывания в советской столице...

В один из вечеров после концерта Поль Мориа с группой своих музыкантов заглянул в Центральный Дом работников искусств, где собралась творческая молодело, города. Время было позднее, он довольно рассеянно следил за происходящим на сцене, но в один из моментов вдруг преобразился и весь превратился в слух. На сцене в это время запели коротко стриженный парень с гитарой и девушка с большими и печальными глазами. Сергей и Татьяна пели песню, написанную Никитиным и Берковским на стихи А. Величанского, называвшуюся «Под музыку Вивальди».

Мелодия, прихотливая и непостоянная, но с четко выраженной структурой, гитарные переборы и голоса исполнителей настолько прочно сливались с незнакомыми русскими словами, что трудно было не заслушаться.

На следующий день Сергей узнал, что его разыскивает Поль Мориа. Они встретились... А через полгода в Париже вышел очередной диск, на котором была записана эта мелодия.

Так кто же он, Сергей Никитин – инженер-биофизик, без пяти минут кандидат наук? Или композитор, автор сотен песен, нескольких грампластинок, музыки к спектаклям и кинофильмам?

И вообще почему из всей плеяды талантливых авторов и исполнителей самодеятельной песни не вышел практически ни один профессиональный композитор или певец? Только ли в недооценке их творчества дело?

Вряд ли. Причина другая – концертные организации не имеют творческих форм, в которые вписывались бы выступления авторов-исполнителей. Сейчас выход один – создавать что-то вроде театра песни. Заинтересованности в этом пока не проявляется, а жаль.

И еще: профессиональная сцена требует практически каждодневной отдачи, почти не оставляя времени на накопление, создание новых произведений. Но ведь автор – исполнитель песни немыслим без постоянного общения с людьми, чьим «коллективным голосом» он является, от которых происходит как бы «подпитка» творчества.

Как в дальнейшем сложится творческая судьба Никитиных, сказать трудно. Пока они с успехом записали музыку к фильму «Москва слезам не верит», имеются и другие предложения. Предстоит работа над диском-гигантом, в который войдут лучшие песни. Скажем прямо – трудно было выбрать среди всего многообразия те произведения, которые наиболее дороги и авторам и слушателям.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены