Дискотека: первые аккорды

Аталия Беленькая| опубликовано в номере №1304, сентябрь 1981
  • В закладки
  • Вставить в блог

Журналистка пишет об опыте работы дискоклуба «У нас, молодых» города Асбеста Свердловской области. Наверное, не со всеми положениями статьи вы согласитесь – давайте поспорим. Пишите нам, мы ждем не только откликов на статью А. Беленькой, но и ваших рассуждений о проблемах дискотек. А если в вашем городе или селе есть успешный опыт – поделитесь!

Найти помещение, украсить его, достать аппаратуру, привлечь знатоков музыки – это еще не окончательная победа организаторов дискотеки. Если в стенах их детища молодежи будет уютно, если общение незнакомых людей будет непринужденным, тогда победа. Организаторов дискоклуба «У нас, молодых» города Асбеста Свердловской области можно поздравить – они воспитали в аудитории умение общаться непринужденно, естественно. Общение как бы многослойное: и самих активистов друг с другом, и ребят в зале, и обоих этих «лагерей» между собой: Сидишь, смотришь программу, и кажется, что те, кто работает в дискоклубе или посещает его, умеют снять с себя внутренние вериги, расковать душу и легко находить друг с другом общий язык. В чем же причина?

Казалось бы, все ясно: музыка, танец испокон веков способны были расковать человека, он становился более свободным, общительным, разговорчивым. А стиль «диско», может быть, больше, чем любой другой танцевальный стиль, дает возможность общения: можешь танцевать один, а можешь с кем-то в паре или группе. Очень облегчен ритуал ожидания и приглашения на танец: зазвучали первые аккорды музыки – и молодежь, как по сигналу, поднимается танцевать. И не надо «девчонкам стоять в сторонке», стыдливо теребя платочки, нервозно дожидаясь, пока парень пригласит тебя; хочешь танцевать – иди, присоединись к группе... Этот общий танец создает замечательное ощущение: ты среди людей. Пока я смотрела программы, неожиданно вспомнился один знакомый инженер-физик. У него было странное увлечение: обладая весьма небольшим голосом, он пел в хоре Дворца культуры. Приятели недоумевали: времени и так не хватает, а он ерундой занялся. «Да не ерундой! – объяснял он снисходительно. – Понимаете, нигде я не ощущал такого потрясающего единения с людьми, как в хоре. Взмахнул дирижер палочкой, взяли мы первый аккорд – и сразу совсем другое состояние, ты как бы сливаешься с людьми, и каким бы ни было у тебя настроение, что бы ни переживал в данный момент, все проходит!» Нечто подобное ощущаешь и в дискоклубе. Но не только танцы и даже не столько они рождают в дискоклубе атмосферу общительности. Хорошие дискотеки сейчас ни в коем случае не ограничиваются танцами, а обязательно дают информационную часть. Программа дискоклуба «У нас, молодых» называлась «Они стреляют по звездам» – инсценированное представление о судьбах прогрессивных людей Америки.

Подготовить такую программу не просто. Среди дискоклубовцев нет профессионалов, которые могли бы быстро и квалифицированно составить программу, – все приходится делать самим: перекапывать горы литературы, писать сценарий, совершенствовать его, дорабатывать... Это требует полнейшей самоотдачи. Но именно совместная работа, единомыслие и даже споры сближают людей. У ребят за плечами больше трех лет совместной работы, сто с лишним программ. В планах «У нас, молодых» – создание театра диско. Нескончаемая работа! Но и нескончаемое общение!

Теперь трудно поверить, что несколько лет назад дискоклуб «У нас, молодых» вообще не существовал, а кафе «Диско», именовавшееся тогда «Юность», было в общем-то пристанищем любителей гульнуть широко.

Перестроить помещение для молодежи так, чтобы в нем было удобно, трудно. Где взять материалы, рабочие руки? Даже столы решено было заменить – за те обычные, что стояли в зале, можно было уместить человек 70, а требовалось место для 100 – 120, да еще создать обширную танцевальную площадку, сцену, слайдооператорскую. И настоящему хозяйственнику хватило бы тут над чем поломать голову!

Начались субботники. Работали все вечера в течение двух месяцев. И теперь еще не все в кафе доделано – многое надо усовершенствовать. Но в целом оно готово. А главное – эта общая работа помогла ребятам построить гораздо более сложное «здание» – свои взаимоотношения. В процессе работы рождалась дружба, деловой вроде бы контакт способствовал зарождению и душевного.

В дискоклубе «У нас, молодых» бывает так, что некоторые места пустуют. Странно: при большой популярности в городе, при том, что билеты достать трудно и иногда их даже приходится распределять между заведениями, где учится или работает много молодежи, – вдруг свободные места...

– Вожжи у них там натянуты! – приходилось мне слышать в Асбесте.

Вспоминаю двери кафе – едва подошел к ним, сразу бьет по глазам надпись: «Опоздавших не пускаем». Вроде бы все правильно: люди должны быть дисциплинированными. И все же надпись оглоушивает: ты идешь на вечер отдыха, полон ожидания, предвкушения радости, а тебя сразу «упреждают», тем самым мобилизуют отрицательные эмоции, даже защитную реакцию... Идешь дальше – на стене надпись: «У нас не курят». Понятно: курить – здоровью вредить. И все-таки неприятно. Как если бы ты пришел в гости, а тебе бы сразу в дверях сделали предупреждение: «В нашем доме переобуваются».

Идет вечер, танцевальная программа. Некоторые ребята остаются за столиками – принесли горячее блюдо или просто не хочется танцевать, хочется посидеть, поговорить с друзьями. И вдруг через микрофон голос ведущего: «Если вам важнее еда, тогда, может, нам лучше прекратить танцевальную программу?» Во-первых, неправильно считать, что успешным вечер будет только в том случае, если все два часа танцуют все посетители. А во-вторых, такое предупреждение, да еще в микрофон, через весь зал, перекрывая или приостанавливая музыку, обижает, а вовсе не побуждает к танцу... Или появился в зале кто-то из совета клуба – молодежь словно по команде подтягивается...

Конечно, все это издержки неопытности. Думаю, придет опыт и к ребятам из клуба «У нас, молодых», научатся они неназойливо, умно дирижировать вечером отдыха.

Там же, в Асбесте, пришлось мне наблюдать работу другого дискоклуба, «Мираж», работающего на базе Дворца культуры. Он во многом уступает клубу «У нас, молодых» – моложе по возрасту, менее опытны организаторы клуба; здесь еще нет интересных информационных программ, это больше похоже на дискотеку танцев, где программу заменяют небольшие комментарии к тем мелодиям, которые слушают и под которые танцуют ребята. Но вот некоторые формы руководства и проведения вечеров заслуживают того, чтобы о них рассказать. Например, здесь заведен порядок: пришедшие на вечер могут дать заявку в совет, и если данная песня или мелодия есть в коллекции дискотеки, ее обязательно прокрутят, не сегодня, так в следующий раз. Здесь всегда известны дни рождения каждого члена совета, и в этот день непременно появится на стене комнаты заседаний шутливо оформленная газета с. лирическими стихами имениннику. Ребята, работавшие в дискоклубе раньше, уехавшие по распределению в другие места или те, кто служит в армии, шлют сюда письма, и их зачитывают всем коллективом. Еще деталь: Дворец культуры, при котором базируется дискоклуб, выделил средства и приобрел новый, второй магнитофон. Если кто-то из гостей позволил себе какую-то выходку, здесь резким и категоричным формам наказания предпочитают иные – воспитательные: с таким парнем беседуют активисты клуба. Разговор идет примерно по такой схеме: «Тебе нравится дискотека? – Да. – Ходить сюда хочешь? – Хочу. – Так вот, если повторится то, что ты позволил себе сегодня, нас просто закроют, понимаешь? Мы лишимся доверия Дворца культуры, и клуб перестанет существовать. Видишь, сколько от тебя зависит?» Такие разговоры лучше действуют на молодежь, чем угрозы или лишение права посещать клуб.

Интересно проанализировать работу дискоклуба «У нас, молодых» за три года существования. Вначале это были преимущественно программы, посвященные творчеству зарубежных исполнителей и ансамблей «Битлз», «Пинк Флойд», «Куин», Мирей Матье, Элвиса Пресли, Демиса Руссоса и многих других. Затем все чаше стали появляться программы, посвященные творчеству советских композиторов, ансамблей и исполнителей: А. Градского, Д. Тухманова, Б. Окуджавы, Л. Утесова, М. Таривердиева, А. Петрова, А. Пугачевой, С. Ротару, «Песняров». Эти вечера имели успех даже у предубежденных зрителей – тех, кто считает нужным рекламировать только западное искусство. Естественным путем пришло понимание: ансамбли и исполнители несколько приелись, содержание программ необходимо расширять. Возникают программы, посвященные Дню Победы, песням Великой Отечественнной войны, комсомолу, родному краю, творчеству Моцарта, политические программы. Большинство ребят считает, что по содержанию программы могут быть самыми разными, но обязательно интересными, глубокими. Круг же интересов молодежи практически не ограничен, и даже те, кто якобы увлекается только легкой музыкой, заблуждаются: содержательную программу другого профиля они прослушают с удовольствием.

Но возникает вот какое сомнение: если один клуб пытается Охватить самую разную тематику, перекидываясь с эстрадного искусства на политику, потом на театр, потом на что-то еще, не будет ли страдать качество программ? Наверное, куда естественнее стремиться к тому, чтобы дискоклубы были разными и по тематике программ. Тогда любитель классической музыки сможет удовлетворить свои интересы в одной дискотеке, а человек, интересующийся спортом, – в другой. Конечно, такие дискотеки будут близки к клубам по интересам, но в отличие от тех они дают людям возможность еще и отдохнуть, разрядиться, потанцевать, провести веселый вечер, тем более веселый и интересный, что соберутся единомышленники. Что же касается проблемы увлечения молодежи, то при наличии достаточного количества и разных дискотек она будет решаться сама собой: разнообразные дискотеки смогут привлечь куда больше молодежи, чем одна-две в городе.

Стихийно дискотеки к этому идут уже сегодня. Возникают они где угодно – на предприятиях, в домах культуры, при кинотеатрах, жэках, на стадионах. А вот проблема руководства ими пока еще решается на слабом уровне. В первую очередь это, конечно, забота комсомольских органов. В Асбесте это хорошо понимают – в уставе горкомовской дискотеки записано: «Дискоклуб «У нас, молодых» в отношении к любому работающему или вновь создаваемому дискоклубу в г. Асбесте проявляет шефскую помощь и распространяет на них свою координирующую деятельность. Свои отношения с другими дискоклубами диско «УНМ» строит на принципах дружбы, обмена опытом работы и взаимовыгодных контактов». Так мыслят деловые комсомольские руководители. Однако известно, что немало хороших дискотек, начав существовать, распадалось из-за того, что ребята не могли одолеть какие-то финансовые и организационные противоречия. Бывало и так, что за создание дискотеки брались люди некомпетентные, и все рассыпалось на корню из-за чрезмерных споров и ссор. Чтобы дискотеки могли существовать, совершенствовать свою работу, вовлекать в нее все большее количество молодежи, им необходима помощь всех тех работников и инстанций, с которыми им приходится сталкиваться.

Например, у асбестовского дискоклуба «У нас, молодых» самые большие проблемы и даже конфликты возникают на почве взаимоотношений с ОРСом комбината «Ураласбест», в чьем ведении находится кафе «Диско». Так как этот вопрос упирается в проблему финансирования дискоклубов, о нем есть смысл рассказать чуть подробнее.

Существует документ, названный «Положение о порядке Организации и работы молодежных кафе» (утверждено Государственным комитетом Совета Министров СССР по торговле 7 апреля 1964 г.; № 035-75). В нем, в частности, записано: «Молодежное кафе является предприятием общественного питания, в котором наряду с организацией торгового обслуживания комсомольские организации предприятий, учреждений, учебных заведений под руководством районных (городских) комитетов комсомола проводят массово-воспитательную работу с молодежью». Прекрасное утверждение, которое, казалось бы, дает комитетам комсомола большие возможности.

Однако уже через несколько строк в «Положении» такой пункт: «Молодежное кафе в своей хозяйственной деятельности подчиняется трестам столовых (ресторанов) или тому из предприятий общественного питания, в состав которых они входят, обеспечивают выполнение всех плановых показателей и установленный уровень рентабельности».

Вот тут и начинаются все «но». В молодежном кафе, как считают асбестовские активисты-дискоклубовцы, не должны продаваться спиртные напитки – только шампанское и легкие вина, и то лишь в те дни, когда здесь не бывает школьников. Большинство ребят приходят из дому, ужинать не хотят, ограничиваются покупкой лимонада и мороженого. Казалось бы, отлично! А план? Обычно он выполняется именно за счет продажи спиртных напитков и мясных блюд. До сих пор ощущаю на себе заискивающий взгляд официанток в кафе «Диско», которым они встречают каждого взрослого посетителя: ведь он закажет не только лимонад, а и второе блюдо; значит, лишний рубль в дневной план. До сих пор слышу выразительный вздох заведующей производством: «Сегодня в кафе сидит восемьдесят человек молодежи, а выручка за вечер тридцать рублей!..»

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены