А все ли психологически готовы к такой напряженной работе, не к митинговой, а к реальной перестройке? Ведь кооператоры «Прометея» предлагали: пусть слесарные, сварочные операции возьмут на себя рабочие цеха. Останутся на пару часов после смены, сотня в месяц гарантирована.
Никто не захотел... Издавна кузнецы были в почете и уважении. Не только хозяйственные нужды справляли (какая деревня, городок России без кузницы и кузнецов!), но и украшали быт. Где они нынче, кованые, узорчатые решетки, оградки, балюстрады, ворота, каждые на свое лицо?! Перевелись приметы кузнечного искусства в наших городах. А ведь это тоже наследие, завет духовный.
И понятно мне желание будущего педагога Тимура Алимова не только подхватить, но и продолжить нить народного рукомесла, обучая ему своих завтрашних воспитанников. И понятна горечь в словах Игоря Горбачева:
— Теперь много пишут, говорят о кузнечном искусстве. Конкурсы проводят городские, всероссийские. Прекрасные, уникальные вещи творят там и показывают. Любой «западник» их бы с руками оторвал.
А у нас дальше выставок дело не идет...
Тесно «Прометею» в закутке ремонтного цеха. Тесно работам его художников-кузнецов в выставочных залах, магазинах, даже в самых изысканных интерьерах. Кузнечная вязь, ажурная звонкая ковка просятся на улицы и площади города. Об этом мечтают ребята.
...Гудят горны. Воздух горяч и зыбок. Добела раскаляется металл в огне. И вот подхватывают его щипцами — и на наковальню. Стучат молоты, молотки, молоточки — перезвон, как в деревенской кузне. В легком изгибе, изящном узоре застывает железо.
Припомнилось присловье: «Гнется, куется — да не ломается». В нашем случае это не только о металле.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.