Мастера огня

И Арен-Берг| опубликовано в номере №252, декабрь 1933
  • В закладки
  • Вставить в блог

Кочегар комсомолец...

Вот только Петру Ивановичу Ковальчуку, капитану, что - то поздновато в комсомол.

Завтра предстоит бой. Завтра комсомольская вахта, призванная поднять транфинплан судна, впервые станет к топкам. Впервые разрозненные по всем четырем вахтам комсомольцы заработают плечо к плечу.

И возвращена была к жизни ссохшаяся, расцвеченная бантом гитара, вытянули откуда - то инкрустированное мелко накрошенным перламутром неаполитанское «банджо».

Так в Тихом океане, за тропиком Рака была создана первая комсомольская вахта кочегаров.

2

Кочегар - мастер огня. Кочегар должен знать своенравную и строптивую повадку этого красного косматого работяги. Он должен уметь выудить из угля без остатка всю накопленную в нем энергию.

- Бабий казанок, и тот надо с толком топить, - говорят часто старые кочегары.

- А тут хорош казанок, глянь, как гудит, - и они, щелкнув заслонкой, любовно раскрывают двери топок.

С виду простая и незатейливая профессия пароходного кочегара требует большого опыта, особых производственных навыков и высокой техники. Взнуздать багряную пургу огня - дело нелегкое. Уголь, заброшенный щедрой рукой, спекается в козел, обрастает панцирной корой шлака, и теплотворная сила угля уходит с дымом в трубу. Пар падает, пароход замедляет движение.

По дыму опытный кочегар определяет качества и недостатки своего коллеги, плывущего на встречном судне.

Огню нельзя давать спокойно блаженствовать. Если его не тормошить, он теряет жизненную силу и дает лишь уютное тепло. Это уже не огонь, а тление.

Тут на помощь приходят «подломка»и «раздача».

«Подломать» - это всадить в чрево топки длинный лом, вывести огонь из уединенного оцепенения, улучшить его дыхание. Это - сделать огонь яростным, белым, с синим оперением.

«Подламывать» и «раздавать» (сдирать гребком кору) и не сорвать себя скоро, не сгореть в трудовом перенапряжении - особое искусство.

Вот почему не каждому дано быть мастером огня.

Ребятам был знаком этот кочегарский катехизис только по приглядке. Каждый из них плавал всего - один - два года угольщиком, «штывал» уголь из бункеров в кочегарку, заливал шлак.

Нравы огня были известны им лишь по рассказам стариков.

Утром комсомольцы впервые стали у топок. В круглых шапках и сетчатых полушалках, повязанных на шеях, - в традиционной «робе»кочегаров, комсомольцы казались еще моложе, еще ребячливое. «Довоенные» встретили молодежную вахту смехом и издевками.

- Я на «Красине», как Нобиле спасал, спокойно опал, - сказал старик Куницын, участник ледового похода, - а вот теперь опояшусь пробкой. Боязно что - то, когда пацанье за лом взялось.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Люди сверкающего льда

25 лет физкультурной деятельности Пл. Ипполитова. Мастер о себе