Перед отъездом в Ленинград гроссмейстера Флора работники «Смены» имели с ним продолжительную беседу о шахматной молодежи Чехо - Словакии и СССР.
«У нас, в Чехо - Словакии, шахматы находятся в совершенно ином положении, чем у вас, в СССР, - заявил Флор. - Я был совершенно поражен, когда мне сказали, что делегации школьников - шахматистов хочет побеседовать со мной и Ботвинником о нашем матче и других шахматных вопросах. Еще большей неожиданностью явилось для меня то, что эти школьники являются участниками Всесоюзного детского шахматно - шашечного турнира.
У нас, в Чехо - Словакии, в шахматы начинают играть с 17 - 18 лет. Вся шахматная жизнь сосредоточена или в специальных спортивных клубах или з шахматных кафе. Родители всячески предостерегают своих детей от увлечения шахматами, так как это грозит азартом, односторонней страстью к игре в ущерб общему развитию. В члены шахматных клубов в Чехо - Словакии принимают с 17 лет. Следовательно школьники, желающие научиться играть в шахматы, вынуждены или делать это в шахматных кафе или совсем не играть».
Флор заявил, что до сих пор он считал занятие шахматами для школьников в общем вредным.
«Теперь я переменил свое мнение, - говорит Флор. - Сеанс одновременной игры, данный мною московским шахматистам, преимущественно (молодежи, показал чрезвычайно высокий класс их игры. Мне никогда в жизни не приходилось играть в сеансах с таким сильным составом».
Здесь Флор высказывает чрезвычайно важную и интересную мысль:
«Несомненно, ваши шахматисты имеют большое преимущество, выражающееся в том, что они могут с 12 - 13 лет начать играть в шахматы без опасности одностороннего развития. Несомненно, этим объясняется тот высокий класс игры, которого достигает ваша молодежь)уже в возрасте 18 - 20 лет. У вас шахматная игра организованна, что устраняет возможность развития азарта, односторонне го увлечения шахматами?
«Основным занятием чехо - словацкой молодежи, - говорит далее Флор, - является спорт. В университетах есть, правда, и шахматные кружки. Например в Праге на юридическом факультете имеется большой шахматный кружок. Я сам до 16 лет занимался много спортом - греблей, теннисом и т. д. - и неодобрительно относился к шахматам. Меня удивляло, что люди целыми днями могут просиживать в кафе за шахматной игрой. Это занятие мне казалось очень нецелесообразным. Так же, как и я, думали многие из моих товарищей. Однако я все же научился играть в шахматы и сыграл несколько партий. Вначале со мной играли без ферзя. Я быстро увлекся игрой в шахматы. В Чехо - Словакии шахматы не так популярны, как в СССР, но сравнительно с другими европейскими странами мы идем впереди. Об этом свидетельствуют успехи наших национальных рабочих команд (социал - демократических. - Ред.) на мировых олимпиадах, например в Гамбурге, Праге. В Чехо - Словакии есть сильные шахматисты. Игра с ними дала мне возможность повысить свой класс игры, я стал заниматься теорией и уже через несколько лет принял участие в международных турнирах.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
К десятилетию со дня смерти В. И. Ленина