Роман Дмитрия Нагишкина «Сердце Бонивура» посвящен событиям 1922 года, героической борьбе советских людей Владивостока против белогвардейцев и японских оккупантов, боевым делам члена подпольного областного комитета комсомола Приморья Виталия Бонивура и его друзей.
Дмитрий Нагишкин много лет работал над романом, дополнил его новыми эпизодами из жизни комсомольцев. Полностью роман «Сердце Бонивура» выходит в издательстве «Советский писатель». Ниже мы публикуем отрывок из этого романа. Бонивур организовал побег комсомольцев, схваченных контрразведкой белых, и вынужден скрываться в порту.
Виталий добрался до центральной части порта и направился к выходу. Однако намётанный глаз его сразу уловил что-то угрожающее в обычной портовой сумятице. У входа сгрудилась толпа. Ворота были закрыты. Выйти в город можно было ещё только через маленькую служебную калитку. Но у калитки стояли японские жандармы и несколько контрразведчиков. Китайская улица от порта до Светланской была оцеплена солдатами комендантского патруля. Уфимские стрелки, протянувшись неровной цепочкой от ворот до причалов, отрезали одну часть порта от другой.
Была ли это обычная проверка документов, какие часто устраивались в, порту, когда приходили пароходы с побережья, или преследователи Виталия оказались расторопнее, чем можно было предположить, - не оставалось времени думать. Виталий быстро пошёл назад. Что делать?.. Попытаться перелезть через забор у виадука, чтобы попасть на Светланскую?.. Заборы высоки. Проходы охраняются. Да кроме того это значило бы привлечь к себе внимание... Не везёт ему сегодня!
Виталий подошёл к причалу пароходства Кайзерлинга, на котором заканчивал погрузку «Алеут». Из-за «Алеута» нельзя было рассмотреть, что за пароход стоял рядом с ним: косые форштевни, сильно наклонённые мачты, скошенные, низкие трубы, бугшприт, вынесенный вперёд, узкий корпус - все три парохода Кайзерлинга были похожи друг на друга, как близнецы... Ах, если бы это был «Тунгус»: у кочегаров можно было бы скрыться, спрятаться на несколько часов! Миновав «Алеут», Виталий смог прочесть название второго судна - «Коряк»... Опять не повезло...
В этот момент он увидел неподалёку от «Коряка» маленькую шампуньку. Молодой китаец, опираясь одной ногой на борт, быстро двигал своим длинным веслом «юли-юли» и ходко гнал лодку к Привозу.
Виталий спустился на кранечную обшивку причала, чтобы не торчать на глазах у портовых, и негромко окликнул китайца Тот оглянулся. Виталий махнул ему рукой: «Давай сюда!» Китаец перестал грести и крикнул:
- Тебе чего, шампуньку надо? Виталий молча кивнул головой. Китаец опять крикнул:
- Ты другое место ходи, там ступеньки есть. Тут голову сломать можешь!
Виталий молча требовательно показал рукой: «Здесь».
Китаец подвёл свою валкую лодку к самому причалу, под приплеск. Кранцы оказались у него над головой. Было довольно высоко для посадки. Желание заработать боролось в китайце с боязнью повредить свою утлую лодочку. Он с сомнением глядел на Виталия: не хочет л» тот подшутить - кто же с такой высоты будет прыгать в лодку? - и придерживался рукой за опалубку причала.
- Как садиться будешь?
Вместо ответа Виталий скользнул вниз, повис на руках и легко спрыгнул в шампуньку. Как ни лёгок был его прыжок, лодчонка закачалась, черпнула бортом воды; во все стороны побежала чёрная волна. Китаец, явно испуганный, был не рад неожиданному седоку.
- Ты мою лодку сломаешь. Я тогда что делать буду?.. Тебе куда надо? - спросил китаец, помолчав и успокоясь.
«Куда же сейчас, в самом деле?..» Виталий снял кепку, сунул её в карман, стащил с себя пиджак, выпустил рубаху из-под брюк и подпоясался ремешком. Китаец с любопытством глядел на него. Виталий лёг на банку в позе человека, который едет на шампуньке давно и издалека...
- На Мальцевский базар ходи, - сказал он наконец.
Стоило побывать в мастерских Военного порта, если уж он вынужден убираться из района вокзала и Торгового порта.
Искоса он поглядывал на то, что делается позади. Цепи уфимских стрелков продвинулись от ворот к причалу Кайзерлинга. Значит, прочёсывают весь порт. Вовремя же подвернулся ему этот лодочник!
Китаец, минуя какой-то катер, подошёл ближе к причалу. Он тоже заметил цепи солдат и с любопытством глядел, как они останавливают пассажиров, матросов и грузчиков. Виталий сказал негромко:
- Эй, друг! На середину бухты ходи... Китаец с хитрецой поглядел на Виталия:
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.