Летом в Москве во время матча штангистов СССР и США Стогову так и не удалось «раскусить» Чарльза Винчи. Их встреча прошла без борьбы: американский атлет выступил только для зачета, чтобы принести своей команде лишнее очко. Винчи выжал штангу, а от рывка и от толчка отказался. Это отнюдь не объяснялось малодушием. На тренировке Винчи растянул мышцы спины и, конечно, поступил вполне благоразумно, прекратив соревнование.
Винчи вышел из игры. Он стоял за кулисами и, невидимый зрителям, наблюдал за Стоговым. По спортивным отчетам и рассказам товарищей, Винчи знал советских силачей Ивана Удодова и Багира Фархутдинова. Оба они уже выигрывали золотые медали чемпионов мира. При собственном весе 56 килограммов Удодов, к примеру, поднимал в толчке 127,5 килограмма. «Неужели Стогов, в сущности новичок, - искуснее этих чемпионов?» - думал американский спортсмен.
После карлика из Голливуда Джо Ди - Пиетро американцы долго не могли найти атлета легчайшего веса. В свое время Малыш Джо не имел равных. Он обладал удивительной силой: установил рекорд мира в жиме 106,5 килограмма.
И вот на одном из атлетических конкурсов тренер команды США Роберт Гофман, большой знаток гиревого спорта, увидел юношу - итальянца. Не прошло и двух лет, как безвестный спортсмен, рабочий - упаковщик Чарльз Винчи стал сильнейшим штангистом Америки, мировым рекордсменом в рывке.
По расчетам Гофмана, Винчи должен был на первых же соревнованиях оттеснить любого из русских атлетов легчайшего веса. Простая арифметика! Удодов и Фархутдинов выигрывали первенство мира, имея в сумме троеборья 315 килограммов. Чарльз же поднимал на тренировках на 5 килограммов больше.
Однако, приехав в Москву, Гофман понял, что ошибся в своих расчетах. Советская команда тоже приготовила сюрприз - Владимира Стогова. Такого богатыря еще не видел Гофман.
Как ни горько признавать превосходство соперника, Гофман все же был рад этой несостоявшейся встрече. Ведь Винчи познакомился с будущим противником, почти не раскрыв своих карт. Стогов, бесспорно, сильнее в толчке, зато Винчи возьмет верх в рывке. А в жиме - вопрос спорный...
... Они снова встретились через четыре месяца в Мюнхене, на первенстве мира по поднятию тяжестей. Это было первое выступление Владимира Стогова на мировом чемпионате.
Разве мог два года назад Владимир подумать, что именно ему поручат защищать честь советского спорта? Тогда его, шофера одного из подмосковных заводов, призвали на военную службу. Небольшого роста, подвижной и легкий, он мало походил на спортсмена. Но так случилось, что именно небольшой вес сделал Стогова штангистом.
В части, где служил Владимир, готовились к окружной спартакиаде. В программу ее входили и соревнования штангистов. Надо было выставить команду из семи гиревиков: от атлета легчайшего веса до «короля помоста» - тяжеловеса. В армии немало рослых и сильных парней, найти же крепыша «веса мухи» - задача посложнее.
Выбор пал на Владимира. А месяцем позже чемпион военного округа Стогов уже выступал на всеармейских соревнованиях. Здесь молодой штангист впервые увидел прославленных мастеров: Аркадия Воробьева, Трофима Ломакина, Николая Саксонова. Какой мизерной показалась тогда юноше его собственная сила! Владимир решил, что в штангисты он, как видно, не вышел.
Стогов уже готовился к возвращению в часть, когда в общежитии спортсменов его разыскали тренер Александр Божко и чемпион мира Аркадий Воробьев.
- Давайте поговорим о вашей будущей тренировке, - сказали они.
Нелегок путь к мастерству. Иному, чтобы пройти его, не хватает целой жизни. Стогов же преодолел такой путь за поразительно короткий срок.
Ранней весной этого года Владимир впервые выполнил норму мастера спорта, выиграл звание чемпиона столицы, летом занял первое место на всесоюзных соревнованиях, осенью установил два мировых рекорда.
А нынче в составе сборной команды СССР комсомолец Владимир Стогов приехал в Мюнхен, чтобы встретиться с искуснейшими атлетами мира.
Участники соревнования жили в живописном городке Грюневальде, в двадцати километрах от баварской столицы. Там тренировались, отдыхали, знакомились с соперниками. Немного замкнутый Винчи, шумный иранец Махмуд Намдыо и его земляк Мирзан, державшийся особняком чемпион Южной Кореи Ю Ин Хо - всех их Стогов видел каждый день, ловил на себе их внимательные взгляды.
Стогову никогда не приходилось выступать перед таким количеством зрителей - тысяч пять, не меньше. Штангист поднимался на помост, и его взору открывались нескончаемые ряды уходящих в полутьму скамей. Оттуда слышался приглушенный говор. Серебристые диски штанги отсвечивали холодными блестками, рябило в глазах. Нужно было внутренне собраться, побороть волнение...
В жиме Намдыо и Винчи добились одинакового результата - 95 килограммов. Мирзаи, стройный, с шапкой иссиня - черных волос, поднял на 2,5 килограмма больше. Стогов легко выжал штангу весом в 102,5 килограмма и попросил увеличить вес еще на 2,5 килограмма. По рядам прошла волна оживления. Ясное дело: Стогов подбирается к рекорду Ди - Пиетро.
- Опустить снаряд! - скомандовал судья на помосте. - Вес засчитан.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.