Рассказом о новинке, выпускаемой рижскими мастерами — мини-мокике, самом легком из двухколесных машин с мотором, мы открываем новую журнальную рубрику «Скорость»
Об этом «Смену» просят наши молодые читатели. Материалы рубрики познакомят вас с новыми моделями мототехники различных модификаций, со спортивными биографиями лидеров советского мото- и автоспорта, создателями машин. Направление и тематика публикации во многом будут определяться вашими, читатель, рекомендациями.
Вспоминаю фрагменты двух соревнований. Лето 1984 года. Скоростная мототрасса окаймлена лесом. Нарастающий грохот. Лидирующий мотоцикл отрывается от полотна дороги... и взвивается в небо. Скорость больше 200 километров в час. Следом еще один, еще... Гонщики буквально слились со своими машинами. Для них сейчас главное — скорость, заход в поворот, ориентация. Не успел перестроиться, ошибся на десятую долю секунды в торможении — первым уже не быть. Здесь все: риск, накал, воля человека и сила управляемой им машины...
Зима 1985 года. Репетиция съемки молодежной телепередачи «Вираж-. Четверо ребят готовятся взять старт на мини-мокиках по заснеженному кольцу вокруг стадиона в Останкине. Взмах флагом. Соперники медленно начинают набирать скорость. Четверть круга, и она достигает 30 километров в час. Смешно? Нет! Потому что удержать даже эту легкую в управлении двухколесную машину, двигаясь по сильно выбитой, покрытой снегом дороге, далеко не просто. И еще потому, что здесь все всерьез, начиная от неподдельного драматизма борьбы и кончая неподдельной увлеченностью скоростью.
Два коротких эпизода. Их герои — человек, машина, скорость. В первом случае это мастера высочайшего класса, умеющие безошибочно работать в режиме жестко спрессованного времени, когда на контроле каждая десятая, а подчас и сотая доля секунды. Во втором — ребята, у которых суммарный стаж езды на мини-мокике не составил и десяти минут. Но между ними прямая связь — движение. Движение ради победы, ради скорости, ради совершенства. Кто знает, может быть, первые минуты знакомства с этой несложной двухколесной техникой станут для кого-нибудь из них первым шагом на пути к истинному мастерству.
Там же, в Останкине, пока все еще идет подготовка к съемкам, я впервые знакомлюсь с «мини», как говорится, вплотную. Учитывая, что опыт езды на двухколесной технике у меня завершился велосипедом, то эксперимент можно считать проведенным в идеальных условиях. Для того, чтобы подглядеть, как заводится эта симпатичная машина и какие манипуляции следует произвести для ее трогания с места, не требовалось много наблюдательности.
В удобный момент, когда участники состязаний отдыхают, и поблизости от «мокиков» никого нет, завладеваю одним из них. Итак, сажусь в седло, берусь за ручки. Сразу же отмечаю, что создателям «мини» удалось найти если не оптимальные, то по крайней мере очень близкие к ним геометрические размеры машины этого класса. Во всяком случае, удобная посадка в подрессоренном седле позволяет без малейшего напряжения удерживать «мокик» на месте.
Трогаю руль, ручку «газа», смотрю в зеркала заднего вида — все продумано, все на своих местах. Убрав боковой упор, откидываю педаль кик-стартера, поворачиваю ручку «газа» и одновременно ногой резко нажимаю на кик-стартер. Двигатель тут же оживает. Выжимаю сцепление и, повернув левую ручку на себя, включаю первую передачу. Прибавляю «газ» и, как на автомобиле, плавно отпускаю сцепление... Увы, двигатель глохнет. Так, думаю, — первый блин... Завожу мотор, и теперь уже с большим «газом», «подтравливая» сцеплением, трогаюсь и набираю скорость. Смотрю на часы: вся наука заняла не более трех минут. Насладившись ездой, глушу двигатель и, оставив «мини» на боковом упоре, иду искать представителя рижского завода «Саркана Звайгзне», где создают «мокики», чтобы выразить ему свое восхищение.
Мне повезло. На стадионе как раз оказался заместитель главного конструктора завода-изготовителя Сиперковский Виктор Александрович. Он рассказывает о давних связях завода с мотоспортом. Испытатель заводских мопедов Александр Смертьев стал уже семикратным чемпионом СССР по шоссейно-кольцевым мотогонкам в классе 50 кубических сантиметров. Его «Рига-17-5» уже в 1979 году на международных соревнованиях в Заксенринге (ГДР) развивала ни много ни мало — 168 километров в час! Однако если рижские мопеды стали привычными и на кроссовой, и на кольцевой трассах, то спортивная модификация мини-мокика еще только готовится к производству. Пока же компактная двухколесная машина создана как средство для поездок на работу и домой, для загородных прогулок и небольших путешествий.
Этот малыш может ехать со скоростью 40 километров в час. Он подходит для всех возрастов. Его можно хранить в чулане, на балконе, поднимать на лифте, перевозить в багажнике или на крыше автомобиля. Масса «мини» — 50 килограммов, и с ним легко управиться в любой ситуации. Важно и то, что «мокик» довольно неприхотлив и экономичен в эксплуатации: бака емкостью 5,5 литра хватает на 260 километров пути (потребляемый бензин — А-76 или А-72): Благодаря тому, что колеса мини-мокика сделаны из двух штампованных половинок и стягиваются всего тремя болтами, процесс замены шин на нем несложен, а отсутствие спиц освобождает владельца от необходимости подтяжки ниппелей, устранения «восьмерок» и т. п.
— Хотя новая продукция и носит название «мини», — продолжал Виктор Александрович, — но мы постарались оснастить ее не хуже мотоцикла. Двухрежимная фара с европейским светораспределением и световозвращатели дают возможность уверенно себя чувствовать при езде ночью, продуманное расположение зеркал заднего вида позволяет постоянно контролировать движение рядом идущего транспортного потока. Как мы считаем, не лишними в «мокике» стали и спидометр, подрессоренное седло с регулировкой по высоте...
Возможно, у первого «малыша» и будут какие-то недостатки, он же первый! Но пройдет время, и, я уверен, следующее поколение мини-мокиков придется по душе всем без исключения.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Социальный эксперимент
Жизненная позиция молодого коммуниста
Нравственная норма