Н купила пальто в... кинотеатре. Разумеется, в «Прогресс» я пришла не за покупками, а посмотреть новый фильм. Перед началом сеанса вместо оркестра на сцену вышли девушки в плащах, демисезонных и зимних пальто. Они называли цену, материал, размер модели. Оказалось, что можно заказать понравившуюся вещь прямо здесь же, в кинотеатре, а получить в магазине «Мосодежда» № 49 в любое время без всякой очереди.
Через неделю я зашла в магазин на Ломоносовском проспекте за своим пальто и увидела на стене плакат: «Магазин коммунистического труда».
...Все началось осенью прошлого года. Началось с производственного совещания. На заводе или фабрике обычно в таких случаях говорят о деталях, станках, технологических процессах. Но как измерить труд продавщицы, когда речь идет о таких неизмеримых величинах, как вежливость, внимание, радушная улыбка? А ведь и вежливость, и внимание, и радушная улыбка – важные части «магазинной технологии». Именно об этом и говорили девчата на том памятном собрании. Всех волновал один вопрос: как лучше обслуживать покупателя.
– Может, нам самим идти к нему? – неожиданно для всех сказала Анастасия Матвеевна Булычева, директор магазина.
– Так, как в продовольственных магазинах?
– Да, принимать заказы прямо на дому, по образцам.
– Ходить по квартирам и выкладывать образцы перед каждой хозяйкой? – с сомнением пожала плечами Галя Мельникова.
Но все оказалось не таким уж сложным: на первых порах модели одежды решили демонстрировать в соседнем кинотеатре и домоуправлениях, ну, а детские распашонки – в женской консультации.
Когда первый раз Эмма Зайцева раскладывала на столе в консультации крошечные рубашки, распашонки, ползунки, она поняла, что стоять за прилавком куда легче. Там, в магазине, подходят люди, выбирают. Все знают, зачем пришли. А тут... Вот сейчас кончится беседа врача, и женщины выйдут из кабинета. Может, все будет, как в магазине: обступят стол с образцами, будут спрашивать, выбирать. Надо ответить на их вопросы, записать в тетради адреса и фамилии.
А вдруг женщины пройдут мимо, даже не заметив ее? Не магазин все-таки! Или им не понравятся образцы? Надо успеть объяснить каждой, что заказанное белье комсомолки-продавщицы принесут домой в любое время и никакой дополнительной платы за это не потребуется.
Эмма напрасно переживала: разве будущая мать пройдет мимо всего, что понадобится ее малышу?
Сейчас Эмма постоянно принимает заказы в 95-й консультации Октябрьского района.
После этого комсомолки организовали еще два пункта продажи по образцам: в красном уголке дома № 9/10 по проспекту Вернадского и в домоуправлении на 1-й улице Строителей.
И вот вместе с Галей Мельниковой я иду на 1-ю улицу Строителей. Галя несет пакет с образцами. Мы разложили их на столе в небольшой узкой комнате, а потом все перекладывали с места на место – старались разместить покрасивее. Но вот все, кажется, готово, мы ждем первых покупателей.
Прошло пятнадцать минут, двадцать, полчаса... Наконец-то! Дверь открылась, и мы бросились навстречу нашему первому посетителю.
А он по-хозяйски разделся и сказал:
– Здравствуйте! Я председатель домового комитета.
Увидев наши расстроенные лица, он продолжал;
– Раз никого еще нет, придется первую покупку сделать мне. Я хочу купить... хочу купить... – Он долго глядел на образцы.
Мы поняли, что ему ничего не нужно, а хочется просто нас поддержать и, может, утешить. И он достиг цели. Обрадованная Галя засыпала преддомкома вопросами:
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.