Русская скульптура второй половины XIX века не знала имени более значительного, чем Антокольский. Создатель замечательной серии исторических скульптурных портретов государственных деятелей и знаменитых учёных, произведений, проникнутых большим философским содержанием, Антокольский по праву занимает видное место в истории нашего отечественного искусства.
Вместе с Крамским, Репиным, Суриковым, Васнецовым, Левитаном, Серовым Антокольский создавал те совершенные по форме, глубокие и многогранные по содержанию произведения, которые представляют собой классические произведения русского реализма эпохи его высшего расцвета.
Марк Матвеевич Антокольский родился в 1843 году в Вильнюсе. Здесь, в семье бедного трактирщика, прошла тяжёлая, безрадостная юность будущего скульптора. Тайно от семья, в немногие свободные часы, а то и ночью Антокольский лепил из глины, резал из дерева первые свои работы. Счастливый случай помог ему: один из виленских меценатов, человек влиятельный, заметил и оценил работы талантливого юноши и помог ему поступить в петербургскую Академию художеств. Это произошло в 1862 году. В следующем, 1863 году в Петербург приехал Репин, с которым Антокольский очень близко подружился: вместе они учились, размышляли об искусстве, формировались как художники. Эта дружба сохранилась на всю жизнь.
Эстетические воззрения Антокольского и Репина складывались и развивались под непосредственным воздействием зачинателя направления передвижников художника Крамского и виднейшего теоретика русского реалистического искусства критика Стасова.
Стасову Антокольский обязан особенно многим: знаменитый критик буквально пробивал дорогу в искусстве для молодого скульптора. Антокольский стал известен русскому обществу в основном благодаря стасовским статьям, которые горячо, убеждённо пропагандировали его произведения. «Знамя, которое служило нам примером, символом любви к правде, к искусству, к родине и к человечеству!» - так оценивал роль деятельности Стасова Антокольский, уже будучи известным мастером.
Первые произведения скульптора, созданные им ещё во время пребывания в Академии, носят характер чисто жанровый. Такие вещи, как «Скупой», «Инквизиция», - это своеобразные скульптурные рассказы, изобилующие множеством бытовых деталей и подробностей. В этих произведениях ещё нет значительных образов, формальной целостности.
Но если сравнить даже самые ранние, ещё незрелые работы Антокольского с теми холодными, бесстрастными, отвлечёнными произведениями в классическом стиле, которые были обычны для русской скульптуры тех лет и служили привычными образцами для профессуры Академии художеств, то станет ясным, что приверженность к жизненной правдивости и психологической выразительности была свойственна Антокольскому уже с первых самостоятельных шагов в искусстве.
«Правда в искусстве, - писал скульптор Стасову, - выше всего, но чем больше правды, тем сильнее должны быть художественные формы, и тогда только создание может быть истинным творчеством. Такой задачи теперешнего реального искусства и того принципа я держусь во всех моих работах».
Первая Подлинно зрелая работа Антокольского - статуя «Иван Грозный», показанная на первой выставке Товарищества передвижных художественных выставок.
Она создана в 1870 году, отлита из бронзы в 187.1, затем в 1875 повторена в мраморе (в Третьяковской галерее находится мраморный, самый тщательный по обработке вариант статуи).
Значение этого замечательного произведения скульптора не только в том, что оно обладает огромной эмоциональной выразительностью.
законченностью форм, монументальностью. Русское общество 70 - х годов восприняло статую Антокольского как своеобразную попытку пойти наперекор неправильному, но весьма прочно укрепившемуся в ту эпоху мнению о личности и деятельности царя Ивана Грозного. Мнение это, высказывавшееся многими историками и отражённое в целой серии исторических повестей и картин, рисовало Ивана IV исключительно как кровавого, жестокого деспота.
Конечно, было бы натяжкой утверждать, что Антокольский сумел в полной мере понять и оценить прогрессивный характер государственной деятельности Грозного, его военный и дипломатический талант, историческую необходимость тех порою весьма крутых мер, которые он предпринимал для достижения своих политических целей. Но несомненно одно: вопреки односторонним суждениям многих своих современников об Иване IV скульптор показал его как мудрого государственного мужа, человека огромной воли и глубокого, смелого, решительного ума.
Антокольский изобразил Ивана IV сидящим на троне. Погружённый в думы, он склонил голову, сдвинул суровые брови, порывистым движением тонкой, нервной руки сжал подлокотник трона. На коленях его - раскрытая книга. Грозный был, по словам современников, «в науке книжного поучения доволен», «во словесной премудрости ритор». Вся фигура царя полна трепетного внутреннего движения. Это не только портрет царя, но и портрет его эпохи - напряжённой, полной яростной и сложной борьбы различных общественных интересов.
О том впечатлении, какое произвела на современников статуя Антокольского, рассказал И. С. Тургенев: «Впечатление так глубоко, что отделаться от него невозможно: невозможно представить себе Грозного иначе, чем каким его подстерегла фантазия Антокольского. По искренней правде, гармонии и несомненности впечатления его произведение напоминает древних, хотя, с другой стороны, оно сущностью своею принадлежит к новейшей характерно - психологической живописно - исторической школе ваяния».
Эта весьма точная и яркая оценка работы Антокольского, несомненно, может быть распространена и на второе крупнейшее создание скульптора - «Пётр I» (1872). В нём совершенство и законченность исполнения, присущие классике, соединены с остротой и чёткостью психологической характеристики.
Петра I, как и Ивана IV, Антокольский изображает сильной, целеустремлённой личностью, стремится воплотить в его образе наиболее важные и значительные черты эпохи его деятельности.
Огромная, могучая фигура царя устремлена вперёд, вдохновенное лицо его дышит страстью, энергией, волей. По сравнению с «Иваном Грозным» Антокольский здесь более скуп на подробности обстановки, одежды и т. д., но военный мундир, треуголка Петра и подзорная труба в его руке - весьма красноречивые детали: сто академик, то герой...»
Статуя Антокольского не исчерпывает, конечно, всего сложного и многостороннего образа выдающегося деятеля русского государства, но она и поныне остаётся одним из самых выразительных и исторически точных изображений Петра I.
Образы русской истории увлекали скульптора и на последующих этапах его творческого пути. Автор «Русской правды» Ярослав Мудрый, Иван III, Ермак, летописец Нестор - вот герои его произведений.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.