Николая Ветчинина и Анатолия Михеева я застал за лихорадочными сборами: через два часа они должны были выступать по московскому телевидению с рассказом о работе любительской киностудии. Анатолий спешно просматривал ленты последних фильмов, Николай готовил сценарий передачи.
- Ну вот, вы уже стали кинознаменитостями, - пошутил я. - К вам и не подступиться...
- Что вы, - добродушно рассмеялся Николай, - какие мы знаменитости! К тому же я пописываю иногда в газеты, так что нам с вами нетрудно столковаться.
Николай и Анатолий рассказывают о том, как была создана и как работает студия кинолюбителей на Первом Московском часовом заводе.
В конце 1956 года комсомольцы решили сделать фотостенд, чтобы показать, как на заводе содержатся рабочие места. Хотели показать примерные цеха, покритиковать ленивых и нечистоплотных. И тут кто-то сказал:
- Эх, сделать бы кинофильм на эту тему!
Это пожелание вызвало бурные споры. Одни говорили, что за кино не стоит и браться - никто ничего не знает и не умеет, другие резонно им возражали: раньше не умели многие и фотографировать, а теперь на заводе десятки фотолюбителей. Решили все-таки попробовать свои силы в киноискусстве.
После упорного штурма преодолели первую преграду: уговорили бухгалтерию, которая сперва и слышать не хотела о таком дорогостоящем начинании, купить узкопленочную кинокамеру. Затем ребята обратились за помощью на « Мосфильма Первые премудрости киносъемки преподал им оператор « Мосфильма» Сергей Федорович Шемахов (кстати сказать, он помогает ребятам и до сих пор).
... Посмотреть дебют студийцев собрался чуть не весь завод.
- Ну, держись, лежебоки и грязнули! - торжествующе сказал кто-то из зрителей.
Но - увы! - порок так и не был наказан. В спешке и волнениях позабыли о технике безопасности, произошло короткое замыкание, и фильм мгновенно сгорел.
Что и говорить, это была почти катастрофа! Наступили черные для студии дни. Один за другим покидали ее разочаровавшиеся. И только одержимость самых влюбленных в кино спасла студию. Вскоре ребята получили комнату для занятии. До глубокой ночи не гас свет в ее окнах: там штудировали специальную литературу, мастерили оборудование для съемок и обработки пленки.
В этом упорстве сказалось замечательное качество нашей молодежи: жажда знаний, тяга к культуре, к разнообразному творчеству, к интересному и полезному использованию свободного от работы времени. Инженера. Ветчинина, электрика Михеева, прибориста Горяинова и людей многих других специальностей привело сюда желание овладеть увлекательной и трудной профессией кинематографиста... И вполне естественно, что главным объектом их съемок стала жизнь родного коллектива.
Фильмы о бригадах коммунистического труда, фильмы учебные, помогающие новичкам быстро освоиться со сложными про. изводственными процессами, фильмы о новой технологии и об изобретателях - все снимали беспокойные самодеятельные кинематографисты.
Один из фильмов - « Новый метод изготовления твердосплавного инструмента» (этот метод, дающий миллионы рублей экономии, разработали изобретатели завода совместно с сотрудниками Всесоюзного института твердых сплавов) - вызвал горячий интерес инструментальщиков десятков предприятий. Копии этого фильма разосланы более чем в тридцать адресов, в том числе в Китай и Польшу.
- Кстати сказать, - лукаво улыбается Николай, - теперь бухгалтерия относится к кинолюбителям очень тепло: фильмы студии приносят заводу большие прибыли.
Этот фильм получил высокую оценку не только у инструментальщиков. На Всесоюзном смотре любительских фильмов в 1959 году он получил вторую премию.
Тогда же вторая премия была присуждена любителям завода за фильм « У детей за городом» . История его создания такова.
Сто двадцать ребят дошкольного возраста - дети работников завода - целую зиму прожили в загородном оздоровительном городке. Естественно, папы и в особенности мамы весьма тревожились: как там поживают их ребята? И тогда кинолюбители поехали в городок и сделали интересный сюжетный фильм о жизни детей, причем сумели показать каждого из ста двадцати ребятишек. Велико же было удовольствие всех пап и мам, собравшихся в кинозале завода посмотреть этот фильм! Еще бы: они получили документальное свидетельство о том, что их чада не только в полном здравии, но и отменно живут и веселятся!
Председатель жюри Всесоюзного смотра любительских кинофильмов народный артист РСФСР Г. Рошаль дал этому фильму очень лестную характеристику.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Из цикла рассказов в кают-компании
Вот что сделали московские студенты