Задумчиво смотрят друг на друга негритянский мальчик и смешная лопоухая собака. Это Джим и Доллар. В 1932 году они вышли на сцену в первом спектакле театра. Они же первыми поселились и в необыкновенном музее. А совсем недавно прибыли новые «жильцы»: саксонская марионетка из Дрездена, витязь Ласло — венгерский Петрушка и средневековый рыцарь из Брюсселя. В специальной книге директора музея появились их «метрики»: национальность, возраст, происхождение.
Со сцены большого зала убирают темно-серые пустынные скалы — декорацию «Маугли». Поднят горизонт. Этот жесткий эллиптический лист дюраля представляет собой самый удивительный театральный задник из всех, какие сегодня существуют в театрах мира. Когда он опускается, в зал глядит сплошное чистое небо. Благодаря горизонту сцена не нуждается ни в кулисах, ни в падугах.
Через несколько минут начнется репетиция спектакля «И-го-го». Рабочие приносят на сцену бутафорские камни. К ним подсаживаются с куклами артисты Наталья Образцова и Игорь Кудрявцев. Куклы — девушка в купальнике и солидный мужчина с животиком — разваливаются на камнях в непринужденных позах.
— Что это? — спрашиваю я.
— Это пляж.
— А где же море!
— Море увидите из зала...
Сейчас я вижу руки. Руки артистов, играющие на механизмах кукол, как на клавишах фортепиано. Эти руки просят, требуют, радуются, смеются, влюбляются...
Сто рук составляют сегодня труппу Образцова.
— Дайте море! — раздается в зале голос Сергея Владимировича.
Спускаюсь в зал и вижу на сцене берег Гурзуфа. Шумные теплые волны лижут бутафорские камни. Мужчина с животиком целует руку девушке-«русалке». Потом срывается с камня и летит в «воду».
— Ну-ка еще раз упадите! — предлагает режиссер Ева Синельникова.
Но у куклы маленькая авария. На авансцену выносят пострадавшего.
От падения в «воду» у мужчины разорвался купальник. Пока его зашивают, разглядываю сидящих в зале. Тут весь цвет труппы: народные артисты РСФСР Евгений Сперанский, Семен Самодур, Зиновий Гердт, заслуженные артисты РСФСР Владимир Попрыкин, Владимир Майзель, Ева Синельникова. Эти актеры прошли с Сергеем Владимировичем Образцовым большой путь. Различны их театральные судьбы. Семен Самодур, например, пришел в мир кукол как художник. Но Образцов сумел угадать в нем будущего замечательного артиста. Так, Семен Самодур сыграл в театре десятки ролей, в том числе «создателя» в «Божественной комедии» и конферансье из «Необыкновенного концерта».
Только в кукольном театре проявился во всем блеске талант заслуженной артистки РСФСР Ирины Майзинг. Когда-то она играла в ТЮЗе, но Сергей Владимирович пригласил ее к себе и предложил взять в руки куклу. Она создала самые разнообразные роли: Петю Зубова, Тигренка, Кота в сапогах, Ведьму, Беса, «русалок» разных видов — от молоденьких девушек до пожилых дам.
А море на сцене снова лижет камни. Девица кокетничает. Она как живая. Она заливисто хохочет, подмигивает, располагается на камнях поудобнее.
Ева Синельникова делится со мной тайнами «игры в куклы».
— Чтобы сделать куклу живой, заставить ее естественно двигаться, мало бывает одного актера, — говорит она. — В «И-го-го» есть сцена, где мужчина ухаживает за девушкой. Зритель видит на сцене два образа, а актеры играют эту сцену в десять рук. Вспомните пару, которая танцует танго в «Необыкновенном концерте». За ширмой ее ведут двенадцать рук...
Сергей Владимирович Образцов объявляет перерыв и идет к выходу.
— Разговорники, ко мне в кабинет! — объявляет он.
В 10-м номере читайте об одном из самых популярных исполнителей первой половины XX века Александре Николаевиче Вертинском, о трагической судьбе Анны Гавриловны Бестужевой-Рюминой - блестящей красавицы двора Елизаветы Петровны, о жизни и творчестве писателя Лазаря Иосифовича Гинзбурга, которого мы все знаем как Лазаря Лагина, автора «Старика Хоттабыча», новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
28 марта 1868 родился Максим Горький
15 апреля 1886 года родился Николай Гумилев
10 августа 1895 года родился Михаил Михайлович Зощенко