Фотосъемка без правил
Фотографии для статьи предоставлены Денисом Александровым и Посольством ломографии в России |
Пересвет, зернистость, неестественные цвета — профессиональный фотограф хватается за голову. Что за безобразие? Здесь памятник жертвам опытов над фотографиями?
Такими снимками, словно плиткой, выложена вся стена. Если отойти от нее, они превратятся в красивую мозаику. А если подойти вплотную и вглядеться, почувствуешь их особую энергетику и эмоции.
В России заново набирает обороты необычное увлечение. Подобные снимки встречаются в галереях, в блогах, в домашних альбомах. По улицам бродят студенты с разноцветными пленочными фотоаппаратами и снимают спонтанные фотографии, почти не глядя в видоискатель. Это — ломография.
«Все отличия ломографии от классической фотографии — в голове, — рассказывает ломограф Денис Александров из Королева. — Если фотография мне нужна как инструмент (показать другу ремонт квартиры), я возьму цифровик. Захочу сохранить воспоминания — беру ломокомпакт».
Чтобы сохранить воспоминания, ломографы носят камеры всегда и везде. Цель ломографии — запечатлеть весь мир. На сайте lomography.com есть глобальная карта, к которой привязывают снимки. Клик — и вот фотографии, сделанные в Москве, клик — в Нью-Йорке, клик — в Лондоне.
«Грубое обрезание конечностей недопустимо», «главный объект должен быть в фокусе», «а у вас горизонт завален» — ломограф удивленно поднимает бровь. Для него не существует творческих границ и правил съемки. Важно лишь одно: ломография — это обязательно пленка.
Компас ломографа — случай. От бедра или через видоискатель, со вспышкой или без, новая пленка или просроченная — все это также не имеет значения. Подобные пируэты тренируют фантазию и создают кадры, которые никогда бы не получились в стерильных условиях классической фотосъемки.
Бесшабашная ломография — противоположность вылизанной коммерческой фотографии. По ломографии, красота заключается не в техническом совершенстве снимка, а в мимолетности и естественности мгновения. Отдельно взятый кадр в ломографии ценится меньше. Только вместе, сливаясь в картину, они рассказывают историю. Эта особенность породила мультикадровые снимки (четыре кадра в одном) и ломостены. Ломостена — это панно из сотен фотографий. Каждый снимок на ней — ячейка одного целого, кусочек сложенного паззла. Схем составления ломостен нет — все по вдохновению.
Дело было так: в 1991 году два австрийских студента Маттиас Фигль и Вольфганг Штранцингер, отдыхая в Праге, купили советскую камеру «ЛОМО ЛК-А». Колеся по Чехии, они снимали все подряд. Дома парни проявили пленки — получившиеся снимки сверкали настроением и эмоциями. Новый стиль съемки назвали именем камеры, а саму аббревиатуру LOMO расшифровали как LOve & MOtion — «любовь и движение».
Популярность ломографии росла. Маттиас и Вольфганг основали Международное общество. Попутно предприимчивые австрийцы скупали «ЛК-А» и перепродавали их. Когда в Европе этих камер не осталось, студенты заключили с петербуржским заводом договор на эксклюзивную поставку камер «ЛК-А». Заводу тогда было тяжело, и заказ австрийцев пришелся очень кстати.
ЛК-А породила одно из любопытнейших движений в современной фотографии. Парадокс, но в России ломография пока развита не так сильно, как в Европе.
Сегодня ломографией занимаются миллионы. В мире около 70 официальных представительств, называющихся ломопосольствами. Российское появилось в 2000 году в Санкт-Петербурге. «5-7 лет назад все было на энтузиазме, — рассказывает петербургский ломограф Тимур Дубро. — Затем вдохновители движения выросли, устроились на работу, и ломография отошла на второй план. На пару лет все затихло. Потом подтянулось новое поколение увлеченных идеей, и где-то в 2007-м российская ломография вошла в новый виток».
Российские «послы» поддерживают интернет-сообщества, устраивают встречи, мастер-классы, вечеринки, конкурсы. Они объяснят желающим все, от идеи до техник съемки.
«Ломография в России быстро развивается, — продолжает Тимур. — В этом заслуга посольства. Совместные акции, конкурсы, поддержка регионов, пропаганда в соцсетях — именно то, что нужно. Но от заграницы мы пока отстаем. Я был в Австрии на всемирном ломоконгрессе — там происходит нечто запредельное. Безумнейшие конкурсы, все живо и ярко, много молодежи с фотоаппаратами. Но ничего, мы скоро догоним».
С техникой ребята тоже экспериментируют. Геометрические искажения объективов, фокусы с экспозицией, цветные вспышки — вот далеко не полный арсенал. Владимир Ившин, ломограф из Санкт-Петербурга, говорит: «С цветными вспышками можно получить разноцветные кадры в рамках одной пленки. Один кадр — с желтым окрасом, другой — с синим».
Самая популярная пленка у ломографов — слайдовая. И даже в таком скучном процессе, как проявка, творчество нашло лазейку. Если слайдовую пленку проявить как обычную, цвета выйдут неестественными, но сочными. Повысится контраст. Проявка пленки по «неправильной» схеме называется кросс-процессом. «Мы используем даже просроченную пленку, — рассказывает Владимир Ившин. — Она дешевле. А вообще я использую ту, которая попадется».
Главной камерой ломографов до сих пор остается «ЛК-А» — упрощенная копия японского Cosina CX-2. Качеством советский фотоаппарат хуже донора: ошибки в экспозиции, виньетирование (затемнения в углах снимка). Однако в ломографии эти недостатки стали художественными эффектами.
«ЛК-А» — маленький и легкий, поэтому я везде таскаю его с собой, — продолжает Денис. — Даже прыгал с ним с парашютом. Он перенес несколько падений на бетон. А еще он быстрый — в отличие от задумчивых цифромыльниц, срабатывает моментально. Увидел кадр, вскинул, снял. И пока не проявишь пленку, не узнаешь, поймал кадр или нет. Прекрасное ощущение».
Какое-то время «ЛК-А» производился в России, но после производство перенесли в Китай. Китайская версия получила имя «LOMO LC-A+» и новые функции. И в этом году советский старичок отметил свое 25-летие.
У ломографов есть любимые модели аппаратов, но их четкого разделения на «ломо» и «не ломо» нет. Ломография — прежде всего аналоговая фотография, пленочная. Поэтому ломографировать можно на любой пленочный фотоаппарат. Ломографы снимают и на «Зениты», и на «ФЭДы», и на «Любителя», и на «Диану», и на «Хольгу». «Я не купил ни одной камеры, — улыбается Владимир. — Одну подарила моя девушка, другую я выиграл, а третью нашел в шкафу, вбив себе в голову, что в любой российской семье есть советский фотоаппарат». Так что, если захотите ломографировать, сначала поройтесь у себя на антресолях. А вдруг?
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
«Реал» и «Барса» всегда будут биться до победного
Ольга Чехова — актриса, которую никто не знал на родине, но любили и почитали на Западе
комментарии
так а как сложно снимать на пленку? насколько сложнее, чем на цифру? что нужно знать-уметь? практикующие ломографы здесь есть? :-)
Работа с «ЛОМО ЛК-А» мало отличается от работы с китайской дешевой пленочной мыльницей - жми себе кнопку затвора когда этого хочется. Все просто. Вот только результат съемки будет виден только после ее проявки и печати в лаборатории,