LOve & MOtion

Илья Бердников| опубликовано в номере №1741, ноябрь 2009
  • В закладки
  • Вставить в блог

Фотосъемка без правил

Фотографии для статьи предоставлены Денисом Александровым и Посольством ломографии в России

Пересвет, зернистость, неестественные цвета профессиональный фотограф хватается за голову. Что за безобразие? Здесь памятник жертвам опытов над фотографиями?

Такими снимками, словно плиткой, выложена вся стена. Если отойти от нее, они превратятся в красивую мозаику. А если подойти вплотную и вглядеться, почувствуешь их особую энергетику и эмоции.

Найди 10 отличий

В России заново набирает обороты необычное увлечение. Подобные снимки встречаются в галереях, в блогах, в домашних альбомах. По улицам бродят студенты с разноцветными пленочными фотоаппаратами и снимают спонтанные фотографии, почти не глядя в видоискатель. Это — ломография.

«Все отличия ломографии от классической фотографии — в голове, — рассказывает ломограф Денис Александров из Королева. — Если фотография мне нужна как инструмент (показать другу ремонт квартиры), я возьму цифровик. Захочу сохранить воспоминания — беру ломокомпакт».

Чтобы сохранить воспоминания, ломографы носят камеры всегда и везде. Цель ломографии — запечатлеть весь мир. На сайте lomography.com есть глобальная карта, к которой привязывают снимки. Клик — и вот фотографии, сделанные в Москве, клик — в Нью-Йорке, клик — в Лондоне.

«Грубое обрезание конечностей недопустимо», «главный объект должен быть в фокусе», «а у вас горизонт завален» — ломограф удивленно поднимает бровь. Для него не существует творческих границ и правил съемки. Важно лишь одно: ломография — это обязательно пленка.

Компас ломографа — случай. От бедра или через видоискатель, со вспышкой или без, новая пленка или просроченная — все это также не имеет значения. Подобные пируэты тренируют фантазию и создают кадры, которые никогда бы не получились в стерильных условиях классической фотосъемки.

Бесшабашная ломография — противоположность вылизанной коммерческой фотографии. По ломографии, красота заключается не в техническом совершенстве снимка, а в мимолетности и естественности мгновения. Отдельно взятый кадр в ломографии ценится меньше. Только вместе, сливаясь в картину, они рассказывают историю. Эта особенность породила мультикадровые снимки (четыре кадра в одном) и ломостены. Ломостена — это панно из сотен фотографий. Каждый снимок на ней — ячейка одного целого, кусочек сложенного паззла. Схем составления ломостен нет — все по вдохновению.

От Вены до Санкт-Петербурга

Дело было так: в 1991 году два австрийских студента Маттиас Фигль и Вольфганг Штранцингер, отдыхая в Праге, купили советскую камеру «ЛОМО ЛК-А». Колеся по Чехии, они снимали все подряд. Дома парни проявили пленки — получившиеся снимки сверкали настроением и эмоциями. Новый стиль съемки назвали именем камеры, а саму аббревиатуру LOMO расшифровали как LOve & MOtion — «любовь и движение».

Популярность ломографии росла. Маттиас и Вольфганг основали Международное общество. Попутно предприимчивые австрийцы скупали «ЛК-А» и перепродавали их. Когда в Европе этих камер не осталось, студенты заключили с петербуржским заводом договор на эксклюзивную поставку камер «ЛК-А». Заводу тогда было тяжело, и заказ австрийцев пришелся очень кстати.

ЛК-А породила одно из любопытнейших движений в современной фотографии. Парадокс, но в России ломография пока развита не так сильно, как в Европе.

 Сегодня ломографией занимаются миллионы. В мире около 70 официальных представительств, называющихся ломопосольствами. Российское появилось в 2000 году в Санкт-Петербурге. «5-7 лет назад все было на энтузиазме, — рассказывает петербургский ломограф Тимур Дубро. — Затем вдохновители движения выросли, устроились на работу, и ломография отошла на второй план. На пару лет все затихло. Потом подтянулось новое поколение увлеченных идеей, и где-то в 2007-м российская ломография вошла в новый виток».

Российские «послы» поддерживают интернет-сообщества, устраивают встречи, мастер-классы, вечеринки, конкурсы. Они объяснят желающим все, от идеи до техник съемки.

«Ломография в России быстро развивается, — продолжает Тимур. — В этом заслуга посольства. Совместные акции, конкурсы, поддержка регионов, пропаганда в соцсетях — именно то, что нужно. Но от заграницы мы пока отстаем. Я был в Австрии на всемирном ломоконгрессе — там происходит нечто запредельное. Безумнейшие конкурсы, все живо и ярко, много молодежи с фотоаппаратами. Но ничего, мы скоро догоним».

Смотри, как я умею!

С техникой ребята тоже экспериментируют. Геометрические искажения объективов, фокусы с экспозицией, цветные вспышки — вот далеко не полный арсенал. Владимир Ившин, ломограф из Санкт-Петербурга, говорит: «С цветными вспышками можно получить разноцветные кадры в рамках одной пленки. Один кадр — с желтым окрасом, другой — с синим».

 Самая популярная пленка у ломографов — слайдовая. И даже в таком скучном процессе, как проявка, творчество нашло лазейку. Если слайдовую пленку проявить как обычную, цвета выйдут неестественными, но сочными. Повысится контраст. Проявка пленки по «неправильной» схеме называется кросс-процессом. «Мы используем даже просроченную пленку, — рассказывает Владимир Ившин. — Она дешевле. А вообще я использую ту, которая попадется».

Главной камерой ломографов до сих пор остается «ЛК-А» — упрощенная копия японского Cosina CX-2. Качеством советский фотоаппарат хуже донора: ошибки в экспозиции, виньетирование (затемнения в углах снимка). Однако в ломографии эти недостатки стали художественными эффектами.

«ЛК-А» — маленький и легкий, поэтому я везде таскаю его с собой, — продолжает Денис. — Даже прыгал с ним с парашютом. Он перенес несколько падений на бетон. А еще он быстрый — в отличие от задумчивых цифромыльниц, срабатывает моментально. Увидел кадр, вскинул, снял. И пока не проявишь пленку, не узнаешь, поймал кадр или нет. Прекрасное ощущение».

Какое-то время «ЛК-А» производился в России, но после производство перенесли в Китай. Китайская версия получила имя «LOMO LC-A+» и новые функции. И в этом году советский старичок отметил свое 25-летие.

У ломографов есть любимые модели аппаратов, но их четкого разделения на «ломо» и «не ломо» нет. Ломография — прежде всего аналоговая фотография, пленочная. Поэтому ломографировать можно на любой пленочный фотоаппарат. Ломографы снимают и на «Зениты», и на «ФЭДы», и на «Любителя», и на «Диану», и на «Хольгу». «Я не купил ни одной камеры, — улыбается Владимир. — Одну подарила моя девушка, другую я выиграл, а третью нашел в шкафу, вбив себе в голову, что в любой российской семье есть советский фотоаппарат». Так что, если захотите ломографировать, сначала поройтесь у себя на антресолях. А вдруг?

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

комментарии

soviet superman , 29.04.2010 12:36

так а как сложно снимать на пленку? насколько сложнее, чем на цифру? что нужно знать-уметь? практикующие ломографы здесь есть? :-)

Борис Сорокоумов , 01.11.2010 13:55

Работа с «ЛОМО ЛК-А» мало отличается от работы с китайской дешевой пленочной мыльницей - жми себе кнопку затвора когда этого хочется. Все просто. Вот только результат съемки будет виден только после ее проявки и печати в лаборатории,

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Классическая ненависть

«Реал» и «Барса» всегда будут биться до победного