Лица старого города

Александр Греков| опубликовано в номере №1367, май 1984
  • В закладки
  • Вставить в блог

Загорск – бывший Сергиевский посад – один из древнейших городов Подмосковья. Бережно хранит он доставшиеся ему от предков художественные традиции, заложенные еще Андреем Рублевым и резчиком-миниатюристом Амвросием, первыми игрушечниками Фигуркой и Татыгой, многими безвестными народными мастерами.

В конце прошлого века появились в Сергиевском посаде мастера изобразительного искусства, всколыхнувшие культурную жизнь тихого провинциального городка. В 1914 году они устроили первую художественную выставку, послужившую толчком для образования Троице-Сергиевского художественного общества.

Именно деятельность этой творческой организации стала первым кирпичиком, положенным в основание ныне одной из крупнейших в Подмосковье художественно-производственной мастерской. Недавно она отметила свое 40-летие двумя экспозициями, одна из которых – «Художники Загорска» – в начале нынешнего года была размещена в Выставочном зале Московской областной организации Союза художников РСФСР, а другая – «40 лет Загорской художественно-производственной мастерской» – еще и сейчас открыта в помещении Загорского государственного историко-художественного музея-заповедника.

Я хочу рассказать о судьбах лишь двух местных художников, но в них, как в зеркале, отражение судеб многих и многих их сверстников – загорских мастеров...

Есть в центре старого Загорска небольшая улочка с названием «Пушкарская». Застроенная одно-двухэтажными деревянными домами, она начинается у стены, окружающей бывший Пафнутьевский сад (ныне городской парк культуры и отдыха), и спускается к древнему Келарскому пруду. Еще в первой половине XVII века после осады Троице-Сергиева монастыря польско-литовскими войсками здесь стали селиться пушкари, давшие название подмонастырской слободе, с 1782 года превратившейся в одну из первых улиц Сергиевского посада.

Спустя столетие на этой улице родился Сергей Иванович Пичугин (1881 – 1971), имя которого хорошо известно многим любителям живописи.

Сергей Пичугин унаследовал любовь к творчеству от отца – потомственного резчика по дереву. Проучившись в лаврской иконописной мастерской, он в 1903 году поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Но учеба затянулась на долгие годы (вскоре после поступления его мобилизуют в армию, из которой он возвращается только в 1907 году). К. А. Коровин, С. В. Малютин. С. В. Иванов. – строгие и взыскательные учителя – помогли юноше найти путь в искусстве, выработать свой творческий почерк. Уже первые работы Пичугина говорят о большом таланте живописца. И среди них – законченный этюд натурщицы («За чаем») для созданного тогда же живописного полотна. За несколько нарочитой постановкой фигуры чувствуется упорная работа мастера над решением сложных композиционных задач.

Октябрьская революция заставила художника по-иному взглянуть на проблемы художественного творчества, определить свое место в ряду советских мастеров изобразительного искусства. В 1918 году он вступает в Красную Армию. Оформленные им агитпоезда «Красный казак». «Октябрьская революция». «Имени Ленина» прошли не одну сотню километров по железным дорогам молодой Республики Советов...

Особое место в творчестве мастера занимают пейзаж, зарисовки тихого провинциального Сергиевского посада. Еще в 1914 году мастер создает небольшое по размерам полотно «Засохшая береза», лиричное произведение, соединившее архитектурный пейзаж древнего монастыря с окружающей его городской средой. В том же лирическом ключе решена написанная тогда же картина «Весна на Пушкарской улице», полная теплоты и сердечной задушевности.

...До последней своей минуты не выпускал художник из рук кисти. Его полотна украшают собрания многих музеев в нашей стране и за рубежом. Сергея Пичугина помнят и любят земляки и все те, кому его творчество доставило хоть несколько минут подлинной радости от соприкосновения с настоящим искусством.

Счастливо сложилась творческая биография и другого загорского художника – Виктора Федоровича Мея. Он прожил долгую и красивую жизнь.

...Передо мной старая, пожелтевшая от времени тетрадь, на страницах которой художник делал заметки о своем творчестве, восстанавливая названия работ, годы их создания, участия в выставках, то есть те «каталожные» данные, которых порой не хватает современному исследователю, обращающемуся к творчеству уже ушедшего мастера. Листаю страницы документов... Родился в Смоленской губернии в 1888 году в семье железнодорожного служащего – уроженца Латвии Фридриха Мея. Затем в 1906 году переезд в Подмосковье, в тогдашний Сергиевский посад, и учеба в местной гимназии.

Потом были годы учения в Строгановском художественно-промышленном училище и участие в выставках, на которые его стали приглашать еще с 1910 года – в основном в галерее Лемерсье на Петровке и залах Строгановского училища. На одном из таких вернисажей учитель Мея Д. А. Щербиновский представил его И. Е. Репину как своего лучшего ученика.

Еще в годы учения в Строгановском училище художник увлекся графикой и среди всех графических техник выбрал самую сложную и интересную – рисунок: карандашом, углем, сангиной, но особенно – пастелью: Его ранние пастели еще несколько манерны, но глубоко искренни и проникновенны. Освоенная мастером техника рисунка отточена и отработана до мелочей. Наиболее ярко эти черты проявились в автопортрете 1913 года и более позднем портрете жены «Девушка с брошкой».

В 1920-е годы пришло к художнику и подлинное увлечение станковой живописью. Именно в эти годы создает Мей свои лучшие живописные полотна. и среди них едва ли не центральное место занимает «Автопортрет», передающий обобщенный образ представителя новой советской художественной интеллигенции, образ, наполненный революционной романтикой и высоким гражданским пафосом. Это произведение живописца наряду с другими его работами не раз входило в экспозиции местных и столичных выставок, привлекая внимание публики и критики.

Более двадцати каталогов – свидетельства творческой биографии мастера. Вот и знакомый многим каталог восьмой выставки картин и скульптуры Ассоциации художников революционной России («Жизнь и быт народов СССР») 1926 года, в экспозиции которой Мей был представлен небольшим графическим этюдом мужской головы, отмеченным мощной пластикой формы и смелым композиционным решением.

Здесь же каталоги 1930 – 1960-х годов. В них указаны десятки работ этого времени. Сохранились единицы... Но где же остальные? Закуплены с выставок, погибли? Скорее всего и то и другое.

Художник ушел из жизни совсем недавно, в 1975 году. Он был нашим современником. Но, живший одиноко, он не оставил наследников. И лишь по счастливой случайности благодаря самоотверженности энтузиастов была сохранена часть его творческого наследства.

В 1982 году в залах Загорского музея-заповедника была открыта выставка «Художественная жизнь города Сергиева. 1920 – начало 1930-х гг.». Она помогла выявить истоки местных культурных традиций, вновь открыла забытые и малоизвестные имена загорских мастеров. Среди них братья Владимир и Василий Соколовы, Михаил Боскин и Иван Овешков, Владимир Комаровский и Никита Фаворский, Майя Ломакина и Алексей Петров и теперь уже знакомые читателям Сергей Пичугин и Виктор Мей...

Их творчество – живая нить, связующая первые шаги культуры Загорска с современной художественной традицией. И, ясно осознавая это, Загорский музей-заповедник взял на себя коллекционирование произведений местных живописцев и графиков, а также работ художников, посвященных Загорску.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены