Лица детей и долг взрослых

Альберт Лиханов| опубликовано в номере №1413, апрель 1986
  • В закладки
  • Вставить в блог

Антон Куманьков. Портреты детдомовцев

Посмотрите на лица этих детей...

Вглядитесь внимательней. И если к вам придет печаль, ощущение беспокойства, если вам удастся прочитать или хотя бы только предположить мысли этих совершенно реальных ребят из подмосковного детского дома «Молодая гвардия» — а он расположен в поселке Внуково, — если вам станет тревожно на душе, а потом вы испытаете ощущение вины, сменяемое действенным желанием помочь этим ребятам — делом, поступком, — то художник достиг своей цели.

Лаборатория воспитательной работы в детских домах и школах-интернатах для сирот НИИ общих проблем воспитания Академии педнаук сделала «социальный заказ» молодому графику Антону Куманькову: нарисовать серию портретов ребят из детского дома. Готовы уже десятки листов, часть которых публикуется здесь. По существу, это целая выставка, и, будем верить, выставка такая скоро состоится в стенах Академии педагогических наук.

Но почему лаборатория академии дает заказ художнику? Нет ли здесь определенной неестественности положения? Или, напротив, чего-то нового?

Чтобы объяснить это, требуется небольшое отступление.

В январе 1985 года ЦК КПСС и Совет Министров I СССР приняли постановление «О мерах по улучшению воспитания, обучения и материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в домах ребенка, детских домах и школах-интернатах». В конце года Президиум АПН СССР создал лабораторию.

Приступая к своей работе, очерчивая круг научных и педагогических поисков, лаборатория сразу столкнулась с проблемой: или уйти в узкопрофессиональные, пусть и чрезвычайно важные проблемы, или попытаться стать еще и всесоюзным центром самой широкой общественной деятельности, исходя из той простой мысли, что современное сиротство, забота о нем не только педагогическая. но и высокая гражданская, общественная, народная задача. Многое в предполагаемой работе выходит за пределы лишь одних исследований и педагогических методик и призвано активно внедряться в такую сферу, как общественная мораль.

Вот как определяет лаборатория принципы своей работы:

— решает задачу, поставленную ЦК КПСС и Совмином СССР перед Академией педнаук СССР в этой области, а именно: разрабатывает научно-методические рекомендации по организации жизни и деятельности воспитанников разных возрастных групп в детских домах и школах-интернатах с учетом новейших достижений в области педагогики, психологии, медицины и других наук о человеке:

— ведет активную разработку методов формирования всесторонне развитой личности в условиях детских домов и школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, расширяет исследования по проблемам формирования детского коллектива и повышения его идейно-воспитательных функций;

— привлекает к проблемам современного сиротства внимание самых широких кругов общественности, стремясь к созданию подлинно народного мнения об ответственности родителей и прежде всего, матерей за брошенных детей, о постыдности родительского предательства;

— всеми средствами пропагандирует опыт лучших педагогов детдомов и интернатов для сирот, стремится к укреплению их престижа, привлечению к научным и методическим разработкам, способствует выработке нравственно-этического кредо педагога-патриота;

— участвует в подготовке общих и при необходимости конкретных рекомендаций по укреплению всех форм шефской работы над детскими домами;

— способствует участию общественности, научно - технической, художественной интеллигенции во внешкольном и внеклассном образовании и воспитании детей, оставшихся без родителей, участвует в подготовке выставок выпуске художественной литературы, считая одной из важных своих задач работу на стыке педагогической науки воспитательной практики, литературы, искусства и всех иных форм влияния на душу подрастающего поколения.

Это общие принципы. Есть и конкретные задачи, но они суть план практической работы, выполнить который лаборатория сможет с помощью педагогов-ветеранов, специалистов в разных сферах знаний, включая медицину и искусство, проектирование и разные отрасли промышленности.

Но все это возможно и имеет смысл при одном всенепременном условии — при условии, что общественность не забывает о проблеме детского дома. родительской, а это значит — взрослой ответственности. при условии, что партийные организации проявляют повышенный интерес не только к детям без родителей, но и к родителям, бросившим детей. что комсомол вкладывает все новую и новую энергию в это святое дело, что профсоюзы, директора предприятий-шефов, работники народного образования, средства массовой пропаганды постоянно и последовательно следят за темой обоюдоострой. подвигающей от слов и добрых чувств к реальным плановым делам и добрым действиям.

И все же многое начинается с сердца!

С простого человеческого волнения!

Художник Антон Куманьков нарисовал цикл детских, вполне конкретных портретов, но в лицах этих ребят есть одно общее: неизбывная печаль, ранняя суровость, одиночество.

Можно ли быть спокойным, зная о живущем в нашем мире детском одиночестве?

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Высокие традиции

Им следуют молодые рабочие ленинградского объединения «Кировский завод», выполняя решения ХХVII съезда КПСС

Пропасть

Рассказ

Сердце обязывает

Премий Ленинского комсомола недавно удостоены директора лучших детских домов страны