Лица детей и долг взрослых

Альберт Лиханов| опубликовано в номере №1413, апрель 1986
  • В закладки
  • Вставить в блог

Антон Куманьков. Портреты детдомовцев

Посмотрите на лица этих детей...

Вглядитесь внимательней. И если к вам придет печаль, ощущение беспокойства, если вам удастся прочитать или хотя бы только предположить мысли этих совершенно реальных ребят из подмосковного детского дома «Молодая гвардия» — а он расположен в поселке Внуково, — если вам станет тревожно на душе, а потом вы испытаете ощущение вины, сменяемое действенным желанием помочь этим ребятам — делом, поступком, — то художник достиг своей цели.

Лаборатория воспитательной работы в детских домах и школах-интернатах для сирот НИИ общих проблем воспитания Академии педнаук сделала «социальный заказ» молодому графику Антону Куманькову: нарисовать серию портретов ребят из детского дома. Готовы уже десятки листов, часть которых публикуется здесь. По существу, это целая выставка, и, будем верить, выставка такая скоро состоится в стенах Академии педагогических наук.

Но почему лаборатория академии дает заказ художнику? Нет ли здесь определенной неестественности положения? Или, напротив, чего-то нового?

Чтобы объяснить это, требуется небольшое отступление.

В январе 1985 года ЦК КПСС и Совет Министров I СССР приняли постановление «О мерах по улучшению воспитания, обучения и материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в домах ребенка, детских домах и школах-интернатах». В конце года Президиум АПН СССР создал лабораторию.

Приступая к своей работе, очерчивая круг научных и педагогических поисков, лаборатория сразу столкнулась с проблемой: или уйти в узкопрофессиональные, пусть и чрезвычайно важные проблемы, или попытаться стать еще и всесоюзным центром самой широкой общественной деятельности, исходя из той простой мысли, что современное сиротство, забота о нем не только педагогическая. но и высокая гражданская, общественная, народная задача. Многое в предполагаемой работе выходит за пределы лишь одних исследований и педагогических методик и призвано активно внедряться в такую сферу, как общественная мораль.

Вот как определяет лаборатория принципы своей работы:

— решает задачу, поставленную ЦК КПСС и Совмином СССР перед Академией педнаук СССР в этой области, а именно: разрабатывает научно-методические рекомендации по организации жизни и деятельности воспитанников разных возрастных групп в детских домах и школах-интернатах с учетом новейших достижений в области педагогики, психологии, медицины и других наук о человеке:

— ведет активную разработку методов формирования всесторонне развитой личности в условиях детских домов и школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, расширяет исследования по проблемам формирования детского коллектива и повышения его идейно-воспитательных функций;

— привлекает к проблемам современного сиротства внимание самых широких кругов общественности, стремясь к созданию подлинно народного мнения об ответственности родителей и прежде всего, матерей за брошенных детей, о постыдности родительского предательства;

— всеми средствами пропагандирует опыт лучших педагогов детдомов и интернатов для сирот, стремится к укреплению их престижа, привлечению к научным и методическим разработкам, способствует выработке нравственно-этического кредо педагога-патриота;

— участвует в подготовке общих и при необходимости конкретных рекомендаций по укреплению всех форм шефской работы над детскими домами;

— способствует участию общественности, научно - технической, художественной интеллигенции во внешкольном и внеклассном образовании и воспитании детей, оставшихся без родителей, участвует в подготовке выставок выпуске художественной литературы, считая одной из важных своих задач работу на стыке педагогической науки воспитательной практики, литературы, искусства и всех иных форм влияния на душу подрастающего поколения.

Это общие принципы. Есть и конкретные задачи, но они суть план практической работы, выполнить который лаборатория сможет с помощью педагогов-ветеранов, специалистов в разных сферах знаний, включая медицину и искусство, проектирование и разные отрасли промышленности.

Но все это возможно и имеет смысл при одном всенепременном условии — при условии, что общественность не забывает о проблеме детского дома. родительской, а это значит — взрослой ответственности. при условии, что партийные организации проявляют повышенный интерес не только к детям без родителей, но и к родителям, бросившим детей. что комсомол вкладывает все новую и новую энергию в это святое дело, что профсоюзы, директора предприятий-шефов, работники народного образования, средства массовой пропаганды постоянно и последовательно следят за темой обоюдоострой. подвигающей от слов и добрых чувств к реальным плановым делам и добрым действиям.

И все же многое начинается с сердца!

С простого человеческого волнения!

Художник Антон Куманьков нарисовал цикл детских, вполне конкретных портретов, но в лицах этих ребят есть одно общее: неизбывная печаль, ранняя суровость, одиночество.

Можно ли быть спокойным, зная о живущем в нашем мире детском одиночестве?

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Отважное сердце Энн

Гастроли американского театра кукол в Москве

Пропасть

Рассказ

Конфликт на Соловках

В защиту учителя