В Пекине есть рынки, попав на которые чувствуешь себя словно в музее изобразительных искусств. Там можно встретить тончайшие фарфоровые вазы, филигранной работы изделия из слоновой кости, статуэтки и фигурки животных, вырезанные из дерева и камня. Среди множества разнообразных предметов прикладного искусства можно увидеть неприметные на первый взгляд, миниатюрные стеклянные сосуды величиной со спичечную коробку и даже меньше, покрытые изнутри тончайшим рисунком. Их называют «лихуа», то есть «рисованные изнутри».
Народные умельцы давно владеют секретом производства «лихуа». Предание гласит. что некогда жил бедный художник по фамилии Чжоу. На деньги, которые Чжоу выручал от продажи своих картин, он не мог сшить себе даже теплого халата. И решил тогда Чжоу удивить весь Пекин. Вместо того, чтобы рисовать пейзаж родной деревни на тонкой рисовой бумаге, как это делали другие художники, он попробовал нарисовать речку, горы и бабочек на внутренней стороне маленького пузырька. К несчастью, у художника не хватило туши, и он оставил незакрашенным небо.
Однажды в домик художника забрел богатый торговец и, увидев на столе диковинный предмет, поинтересовался:
- Почему. уважаемый Чжоу, ты так хорошо и тонко изобразил речку, горы и бабочек, а небу не отдал должного?
Чжоу ответил:
- Когда ты, уважаемый человек, насыплешь в пузырек нюхательного табаку. небо на моем рисунке примет серый цвет. Когда ты час за часом станешь нюхать табак, пузырек будет пустеть, а небо на рисунке светлеть. Разве тебе не ведомо. что ясная погода несет торговцу удачу?
«Видно, пузырек волшебный», - подумал торговец и, не раздумывая, заплатил за него художнику большие деньги.
Принес тот пузырек какую - либо прибыль жадному торговцу или нет, неизвестно. Но с тех пор подобные пузырьки стали использовать как табакерки.
Чтобы разрисовать крошечный сосуд изнутри, требуются большое искусство и ловкость. Своеобразная грунтовка внутренних стенок сосуда достигается длительной обработкой поверхности железными опилками. Затем художник через горлышко наносит тонкой бамбуковой палочкой рисунок. Краской обычно служит цветная тушь.
Руки народных умельцев удивительно точно воспроизводят сценки из классических опер, пейзажи; в традиционной манере национальной живописи пишутся цветы, звери, фантастические драконы.
Ныне в Пекине создан кооператив по изготовлению «лихуа». В нем успешно работают старые мастера Чжан Вэньтан, Сюэ Цзниван н другие. Их изделия пользуются особенно большим спросом в Тибете и Внутренней Монголии, а также поступают за границу.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Окончание. См. «Смену» №№ 1, 2