Почему же в школе стремятся к тому, чтобы комсоргом был удобный, во всем послушный человек? Чаще всего лишь рупор классного руководителя, учителя?
Потому что в школе порой созданы тепличные условия с тройной подстраховкой. В пионерских лагерях с ребенка сдувают пылинки — как бы чего не вышло, даже в лучших из них — «Артеке» и «Орленке» — воспитательный процесс построен на элементах игрь: и романтики: так интереснее. А потом поедет юноша «за туманом и за запахом тайги», а его ждут носилки с бетоном, комары и обеды в плохонькой столовой — и он в ужасе: «Мне об этом не говорили». Время требует, чтобы воспитание строилось на реальной жизненной почве.
Пока же сделан первый шаг: лагеря труда и отдыха — но лишь старшим классам, да и то далеко не всем. Амладшим — покамест поиграем, а потом... А потом с родительской шеи слезать не хочется. Потому что так удобнее, проще. О какой же активности можно говорить в таком случае, о каком серьезном жизненном подходе к интересам дела? Когда с первых дней пребывания в комсомоле у молодых людей будет возможность решать что-то самостоятельно в их родной комсомольской организации, когда процесс воспитания школьного комсомола будет строиться на базе трудового обучения с реальным вкладом молодежи в дела и заботы своего коллектива, города, всей страны, тогда мы сможем решить многие проблемы, стоящие сегодня перед комсомолом остро и злободневно. Тогда и комсорга в восьмом классе будут избирать с той же принципиальностью, что и комсорга подводной лодки, тогда многие вопросы комсомольской работы станут разрешаться без волокиты, тогда не окажется в молодежном союзе «лишних людей».
У проработавшего несколько лет комсомольского работника складывается свое, личностное отношение к каждому сотоварищу, с которым сталкивают жизнь и комсомольская биография, вырабатывается своеобразный набор «типажей», и, в первый раз встречаясь с человеком, мысленно относишь его к определенной категории, типажу, а уже в дальнейшем на деле проверяешь точность или ошибочность этого впечатления.
Конечно, такой подход далек от научного, носит чисто субъективный характер, но...
Стало быть, и у автора этих строк за пятнадцать лет работы в комсомоле, от первичной организации до ЦК ВЛКСМ, сформировалось собственное отношение к комсомольскому активу, в том числе и к лишним людям в комсомоле.
Какие же они сегодня, лишние в комсомоле люди?
Попробую предложить некоторую весьма условную классификацию.
«Лакомка» — как правило, неглупый, обаятельный человек, которому в жизни все доставалось легко в силу способностей и везения. Работает «по Толстому»: «то, что должно произойти, произойдет», весело и беспечно, в основном надеясь на «авось» и его величество «случай». В силу своего общительного характера стремится помогать окружающим, но, если сталкивается с трудностями или с чьим-то противоположным мнением, на рожон не лезет: либо осторожно идет обходным путем, либо потихоньку отказывается от своей затеи или мнения. Он нравится сверстницам и постепенно утверждается в мысли, что жизнь прекрасна и удивительна, и начинает себе позволять больше чем требует нравственный кодекс, но рано или поздно попадает в какую-либо неприглядную историю. Очень часто работа в комсомоле для «лакомки» заканчивается персональным делом, а иногда и письмом жены в партийный комитет.
«Лукавый» — внешне симпатичный, словоохотливый, всегда в курсе последних модных публикаций и кинофильмов, показно демократичный рубаха-парень, а в глубине души абсолютно равнодушный к людям и делу человек. На любое обращение за помощью отвечает согласием, но в лучшем случае эту просьбу, если она исходит не от начальства, передает подчиненным, забывая проконтролировать. Изо всех сил старается уходить от конфликтов и споров, никого никогда не рекомендует на повышение, а если кого-то публично и поддержит, то только после того, как поддержали другие. Но из-за этого ночь не спит: страшно боится — не ошибся ли? В повседневной работе обходится двумя фразами: «Надо посоветоваться» — для коллег и подчиненных и «Как скажете?!» — для начальства. Когда с него начинают требовать жестче, он способен выступить с неплохой инициативой. Но и здесь у него свой подход: реализовывать ее должны другие.
Его терпят — видимого вреда не приносит — и постепенно куда-то повышают: как правило, он достаточно молод, к тому же некоторое время срабатывает показная исполнительность.
Однако, в конце концов «лукавый» встречается с серьезными, глубокими, думающими людьми. Проработав вместе с ним, эти люди задумываются: «Как же этот человек мог расти?» И «лукавый» тихо уходит на работу по специальности.
«Краснобай» — почему-то внушил себе, что умеет и должен много и красиво говорить. С годами эта привычка усугубляется, он вещает по любому поводу: первым высказывает свое мнение, зачастую правильное (в большинстве случаев он знает, что надо сказать). Этот человек умеет бороться за свои взгляды, с показным уважением готов выслушать других. Однако, едва уловив начало фразы, перебивает, и не потому, что все понял, а из-за желания высказаться самому. Он всегда готов действовать, но дальше слов не идет — из-за прожектерства и болтовни у него ни на что другое времени не остается.
В коллективе к нему относятся несколько иронично — кто, мол, без слабостей? — но постепенно терпение лопается и его тихо убирают, чаще всего на учебу.
«Резвый» — в силу непонятных и необъяснимых обстоятельств, которые трудно назвать даже везением, очень быстро попал на руководящую комсомольскую работу, скажем, за год-полтора прошел путь от первичной организации до обкома комсомола. Он даже мысленно не готов к этому, но вместо того, чтобы усиленно заняться самообразованием, учиться у других, наверстывая упущенное, идет по пути внешнего эффекта: выступления, парадные представительства, просмотры...
С каждым днем разрыв между должностью и внутренним состоянием неуверенности увеличивается, и он вынужден тратить огромные усилия на то, чтобы скрыть от окружающих свою беспомощность. Поэтому он показно срывает раздражение на подчиненных, постоянно подчеркивает их недостатки: дескать, посмотрите, с кем приходится работать, следит за тем, чтобы всех держать на расстоянии, чтобы окружающие не ощутили всю глубину его неполноценности. Но в конкретной работе скрыть ничего нельзя, поэтому над ним посмеиваются, а подчиненные стараются лишний раз не попадаться ему на глаза.
Постепенно в аппарате нарастает конфликт, и рано или поздно «резвого» отправляют на хозяйственную (?!) работу.
Готов согласиться, что предложенная классификация весьма условна, реальная жизнь богаче разнообразными типажами и порой такими примерами, что остается только диву даваться: как же он попал на комсомольскую работу?
Так как же молодые люди становятся комсомольскими работниками?
Чаще всего учится потенциальный лидер молодежи в школе и даже в мыслях не связывает свое будущее с этой работой. Платит взносы, ходит на комсомольские собрания, но не сидится ему там, ждет не дождется, пока проголосуют за что-то и можно будет бежать по своим делам: покормить младшего брата или сестренку, разнести с почты телеграммы, успеть на тренировку или в кружок. Словом, у него с юных лет в семье не только права, но и обязанности. Если же он живет в городе, то с первого класса на лето выезжает к родственникам в деревню, где не только ловит рыбу и загорает, но и помогает по хозяйству да и самостоятельности продолжает учиться: взрослые на работе — ребятишки сами себе хозяева.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.