Добрые игры

Юрий Ковешников| опубликовано в номере №1423, сентябрь 1986
  • В закладки
  • Вставить в блог

Спорт в нашей жизни

Теперь это в прошлом. Но это такое прошлое, которому суждено моделировать будущее. Вспомним. 5 июля над главной спортивной ареной страны вспыхнул огонь Игр доброй воли. Приветствуя посланцев всех континентов Земли, собравшихся в Москве, Генеральный секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачев сказал: «Добрая воля открывает границы, создает возможности для решения коренных вопросов современности. Какие бы расстояния ни разделяли нас, жителей планеты, какими бы различными ни были наши убеждения и образ жизни, мы должны встречаться, говорить, спорить и состязаться в честном соревновании. Это всегда способствует созданию атмосферы взаимного уважения и сотрудничества. А без них не уберечь нашу Землю от грозящей катастрофы».

Вдумаемся еще раз: «Встречаться, говорить, спорить и состязаться...»

Необыкновенно красочно, звучными именами, бескомпромиссным соперничеством блистала палитра этого небывалого состязания-спектакля. И хотя роли в нем были распределены заранее — ведущие атлеты СССР и США, звезды первой величины из многих стран мира — их исполнители вдохновенно творили чудо, чудо великолепия высшего спортивного искусства.

Еще фанфары не возвестили о торжестве открытия Игр, когда в бассейне «Олимпийском» была взята высшая нота. Ниспровергнув все представления о спортивном долголетии, новый мировой рекорд на дистанции 800 м вольным стилем подарил Играм Владимир Сальников. Что это — неисследованная энергия подлинного таланта или высшая степень характера бойца-олимпийца? 26 лет — возраст для таких скоростей в бассейне редкий. Рекорд благодаря Владимиру помолодел почти на полторы секунды. Прежний был рожден в Лос-Анджелесе в 83-м. Кстати сказать, свой самый первый мировой рекорд Владимир установил на этой дистанции семь лет назад.

Рекорд не просто украшение состязания, его апофеоз, рекорд — это явление. В поединке со временем раскрываются неведомые возможности человека, в одолении соперника закаляется воля, взращивается мужество. Но если ненадолго отвлечься от сугубо спортивного смысла рекордов, рожденных на аренах Игр, и взглянуть на них как на явление, я сказал бы о высшем достижении, установленном делегацией США: впервые в нашей стране одновременно побывало свыше пятисот американских спортсменов, представлявших 19 видов спорта.

Для нас эта истина проста и понятна: спорт всегда был послом мира. Но мало распахнуть гостеприимно двери арен. Спорт требует еще и благородства, дружелюбия, открытых сердец. Направляясь на одно из соревнований Игр, я невольно стал свидетелем разговора двух пожилых мужчин. По-спортивному подтянутые, с колодками фронтовых наград на пиджаках, они обсуждали ход турниров. Вдруг один заметил: «Все думаю, что за люди эти американцы? Вчера представили на боксе их президента Халла. А сегодня в газете вычитал, что он воевал, имеет орден Боевого Красного Знамени. Даже письмо написал президенту Рейгану, ругает его, что сильнейшим боксерам не разрешил к нам приехать, вроде их военнослужащим нельзя в таких соревнованиях участвовать. Значит, есть среди них люди, живущие по совести...»

Удивительно точно — по совести. Не знаю, как в английском, а в русском языке совесть, честь, добрая воля — синонимы. Наверное, и в спорте нет выше мерила, чем эти понятия.

Игры подарили нам прекрасное созвездие имен величайших спортсменов нашего времени. И хотя мы были рады всем гостям без исключения, согласитесь, что в турнирных круговертях, отдавая должное самым-самым, все-таки искали тех, кто был главным «виновником» зарождения этого удивительного, не имеющего аналогов спортивного состязания двух великих спортивных держав — СССР и США.

Три десятилетия назад мы стали полноправными членами олимпийской семьи. 1952 год — дебют в Хельсинки. В 1956-м далекий Мельбурн настороженно принял нашу олимпийскую дружину. Тогда, как и теперь, в мире было немало сил, старавшихся во что бы то ни стало очернить советских спортсменов, нашу страну.

...В моей коллекции хранится фото тех лет. Наши спринтеры Борис Токарев и Владимир Сухарев вместе с олимпийским чемпионом в беге на 100 и 200 метров американцем Боби Морроу и его соотечественником Эдди Саутерном. Репортер «Юнайтед Пресс-фото» сфотографировал на память непринужденную беседу четырех чем-то очень похожих парней. Если убрать надписи «СССР» и «USA» на спортивных куртках, никогда не придет в голову, что они с разных континентов и знакомы считанные дни.

Английский журналист Артур Молли в «Санди тайме» прокомментировал ситуацию: «С тех пор, как две недели назад флаг с серпом и молотом был поднят над олимпийским поселком, русские доказали, что они общительнее всех».

«Австралийцы, — сообщал обозреватель «Ивнинг стандарт» Джордж Уайтинг, — считают, что за установление братских отношений между участниками Олимпийских игр «больше всех следует благодарить русских». Да, мы умеем дружить и много раз доказывали это.

Бег Владимира Куца сделал для сближения народов больше, чем корпус дипломатов, единодушно отметили тогда все австралийские газеты.

Вот тогда-то, после Мельбурна, и была достигнута договоренность о проведении матча двух сильнейших легкоатлетических команд планеты — сборных СССР и США.

«Матчем столетия», «единоборством гигантов» назвала в июле 1958 года зарубежная пресса такую первую встречу. Она была прологом Игр доброй воли. Полтора десятилетия крепла эта традиция, служа делу мира, прогрессу спорта. На много лет вперед сумел тогда заглянуть почетный секретарь любительского атлетического союза США Дан Фер-рис, отметивший в своем приветствии: «Обмен талантами в спорте проходит в самой дружеской обстановке». Так оно было тогда, так было в июле сейчас. В шестидесятые годы соперничество было таким острым, что часто лишь очко решало исход командной борьбы. Если бы существовала книга, куда заносились примеры такого соперничества, то мы сейчас могли бы прочитать там имена величайших рекордсменов мира — Чарлза Дюмаса и Юрия Степанова, Ральфа Бостона и Игоря Тер-Ованесяна, Рафера Джонсона и Василия Кузнецова, Валерия Брумеля и Джона Томаса...

В память детства эти имена врезались на всю жизнь не случайно. Посылая через океан друг другу вести о новых рекордах, раз в год они тогда собирались вместе. Даже одной такой дуэли хватало, чтобы наполнить программу всего матча высоким смыслом. У каждого из спортивных гигантов тех времен мы учились мужеству. Они умели с блеском побеждать и достойно проигрывать.

Спасибо тебе, память детства. Не забуду Лужники, главную арену, заполненную до отказа людьми. У нас всегда были открытые сердца, и мы радовались за заокеанских спортсменов, даже если наши им уступали. Соперники любили к нам приезжать. Они знали, что мы умеем ценить настоящую спортивную стойкость.

Последней такой встречей был матч многоборцев под крышей Зимнего стадиона в Ленинграде в марте восьмидесятого. К тому времени президент Картер уже сделал несколько заявлений, в которых требовал бойкота Олимпиады в Москве. Свое мнение на этот счет на заключительной пресс-конференции в Ленинграде высказали руководитель делегации США Сэм Адаме, особо отметивший благожелательность ленинградцев, и Роберт Коффман — лидер команды, который с едва скрытой грустью добавил: «Я очень хотел бы приехать на Олимпиаду в Москву, чтобы еще раз встретиться и продолжить спор с советскими многоборцами...»

...Шесть лет. Для обычной жизни, может быть, и не много. В спортивной — два поколения олимпийцев. Свою мечту Роберт Коффман так и не осуществил. Его доброй воли не хватило. чтобы преодолеть все барьеры, расставленные администрацией США перед теми, кто рвался в 80-м в Москву. Но мечту Роберта осуществили его соотечественники, решившие на этот раз действовать по совести до конца.

...Джекки Джойнер еще не было на свете, когда в споре гигантов крепилась дружба и сокрушались спортивные рекорды. В этом году ей исполнилось 24. Но если бы не состоялись Игры доброй воли и на них не приехала бы Джекки, мы бы, наверное, еще долго не знали, что в семиборье женщины могут набрать больше семи тысяч очков.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

На что уходит рубль

Жизнь семьи