Все начались с семечек. Да, да, с самых обыкновенных, подсолнечных.
Сидели как - то хлопцы в клубе на лавочках, поглядывали на танцующих и лузгали в кулаки, а из кулаков потихоньку высыпали шелуху под скамью. Потом встали, кепочки покрепче надвинули и домой направились. В это время и вошел в клуб новый комсомольский секретарь Василий Глуздаков, выпускник Горецкой сельскохозяйственной академии. Вошел и ахнул: папиросный дым, кругом ворохи бумажек. Какой - то парень смахивает горсть шелухи под лавку.
- А ну собери! - не выдержал Глуздаков.
- С какой это радости? Ежели каждый станет клуб убирать, так за что уборщица деньги получать будет?
- Ну, об этом мы на собрании потолкуем.
Комсомольское собрание состоялось через несколько дней в том же клубе. И так в нем было грязно, что девчата добровольно взялись вымыть полы, навести порядок. А когда комсомольцы рассаживались в чистом, посветлевшем зале, Василий сказал:
- Вот так бы всегда. А что, ребята, не отказаться ли нам в клубе вообще от услуг уборщиц? Будем убирать сами. А на сэкономленные деньги купим баян, спортинвентарь, больше газет и журналов выпишем.
Кудрявая девушка с задних рядов крикнула:
- Вот еще! Дома убирай, в клубе тоже убирай. Отдыхать некогда.
- Василий дело предлагает, - поднялась библиотекарь Аня Ермакова. - Вот увидите, работы на каждого выйдет по капле, зато как здорово получится! Я первая «за».
Паренек в выцветшей гимнастерке добавил:
- И я поддерживаю это предложение. В армии мы сами за собой убирали. Многим из вас еще предстоит пройти эту школу. Давайте считать, что переход на самообслуживание будет для вас первой репетицией.
Долго спорили на этом собрании. Скептики твердили, что ничего не получится. Но подавляющее большинство поддержало предложение Василия.
Составили график дежурств. Не все шло гладко на первых пopax. Бывало так: одна из добровольных уборщиц убирает клуб, а другая отказывается. Но когда подруга продолжала работать одна, второй становилось стыдно, и она тоже бралась за тряпку.
Постепенно все четыре клуба колхоза имени Калинина перешли на самообслуживание. Ребята подсчитали, что они сэкономят на этом за год восемь тысяч рублей.
Добрые вести разлетаются по району быстро. Одним из первых перевели на самообслуживание четыре из шести своих клубов комсомольцы совхоза «Рогачевский». А теперь на Гомельщине почти каждый клуб перешел на такой метод работы. Что это означало? Сначала лишь то, что юноши и девушки во всех клубах отказались от технического персонала. Молодежь стала подлинным хозяином клуба, следила за чистотой и порядком, заботилась о топливе, освещении и уборке помещения. Это «лишь» дало ни много, ни мало 100 тысяч рублей экономии в год!
Однако это не все. Переход на самообслуживание резко улучшил прежде всего качество клубной работы. Заметно возросла культура поведения юношей и девушек. Что ж, ничего удивительного в этом нет! Разве не естественно, что в клубе, вымытом, проветренном, приведенном в порядок руками комсомольцев, и кружки работают лучше, и участников самодеятельности больше, и шире актив.
Вот что крылось за отказом от незаметной штатной единицы уборщицы.
Но инициаторы - комсомольцы Рогачевского района пошли дальше. «А почему бы нам не отказаться не только от уборщиц, но и от штатных заведующих клубами?» - подумали они. И комсомольцы колхозов имени Калинина, «Советская Белоруссия», совхозов «1 Мая» и «Заречье» решили взять обязанности платных заведующих клубами на себя.
Это начинание нашло своих последователей и горячих сторонников и в других районах республики.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.