Молодому советскому читателю американская писательница Пэрл Бак широко известна по двум своим книгам: «Земля» и «Сыновья». Обе эти книги имели шумный и заслуженный успех. Необычайно рельефно, с исключительной силой и мастерством рисует в них писательница многострадальную жизнь и быт современного китайского Крестьянства. Эти ценные черты в творчестве Пэрл Бак отличают и новый ее превосходный роман, посвященный жизни китайской (Крестьянки, «жены человека по имени Ли». Величайшее трудолюбие, аскетическая неприхотливость, воспитанная извечной нищетой и угнетением, беспредельная выносливость образуют «спектр человеческих качеств» этой женщины - матери, все бытие которой проходит под знаком волчьей борьбы за свое существование и за существование своих детей...
Несчастья обступают ее со всех сторон. Уходит из дому муж, которому стало невмоготу из году в год влачить унылую, подъяремную, нищую жизнь. Слепнет из - за недосмотра дочь. Изнывает от непосильной мужской работы ребенок - сын, вынужденный заменить на поле своего отца... Сама женщина, исхудав от постоянной усталости и недоедания до такой степени, что на костях у нее почти не осталось мяса, запряглась в двойную работу, отдавая вое силы земле, чтобы не умереть с семьей с голоду... И все же она не теряла ни бодрости духа, ни спокойствия. Страдания закалили ее волю так же, как солнце закалило ее кожу.
По тернистой тропе страданий шествует скорбная и стойкая фигура Матери, матери детей, матери, производящей трудом, своим урожай земли. Пэрл Бак склонна видеть в биологических законах оправдание этих страданий.
Пэрл Бак старательно обходит истинные причины, в силу которых жизнь матери - крестьянки, брошенной мужем и обремененной семьей, становится невыносимой.
Где - то, невдалеке от деревни, гремит гражданская война и крестьян пугают слухами о «новых бандитах - коммунистах», но в самой деревне патриархально тихо. Эту тишину не нарушает даже такое большое событие, как расстрел младшего сына матери - коммуниста.
Эти крупные изъяны книги и все фаталистическое мироощущение, которым она пронизана (все в мире непреложно и предсказано заранее!) не снижают высоких художественных достоинств романа.
Особенно волнующи последние страницы книги. Здесь обрисована гибель несчастной слепой дочери через несколько месяцев после ее замужества. Ужасом веет от картины этого чудовищного брака слепой девушки (которую надо выдать замуж, так как в доме она «лишний рот») и нищего юноши - умалишенного!
Замечательна сцена, когда старая мать спешит в город, чтобы испробовать последнее средство - подкуп - для спасения арестованного сына. Но все тщетно.
Любимца - сына расстреляли. Мать не представляла себе хорошенько, за что осужден был сын, не представляла себе связь между мученической его гибелью и своей такой же мученической жизнью. Мать оплакивала его смерть и вместе с тем оплакивала всю свою страдальческую жизнь, в которой она так мало видела хорошего. Если умерли дети, то зачем ей жить? Видимо, и ей пришел конец. Чаша любви и испытаний переполнилась. И в этот самый миг, когда она плакала на одинокой, заброшенной могиле около деревни, прибежал ее старший сын с вестью:
- Матушка, матушка! Мой сын родился - твой внук, матушка!
В день смерти сына у нее родился внук, продолжение ее рода, продолжение ее жизни, продолжение живущего на земле...
Этой сценой заканчивался новый роман Пэрл Бак «Мать», строгая и волнующая летопись материнских страданий и всепобеждающей материнской любви, которую мы и рекомендуем прочитать нашим читателям.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.