ТЕКУЩЕЕ лето представляет широкие возможности по организации всякого рода экскурсий. Зачастую рабочий или служащий, получивший отпуск, не знает, как его с пользой для своего здоровья употребить: на курорт его не послали (он не болен), в дом отдыха он не попал. Куда удрать от зловещей пыли города? Как сделать это, чтобы не ударило сильно по его скромному бюджету? Тот, у кого есть свободные деньги, всегда сумеет при желании правильно распорядиться своим отпуском. К его услугам сеть правительственных и общественных организаций, экскурсионных баз (Росс, о-во туристов, экскурс - база Наркомпроса, профсоюзов и др.).
В настоящей статье мы не будем касаться подобного рода экскурсий.
Мы возьмем, как типовую экскурсию, небольшую группу в 5 - 10 чел.
Для однодневной пешеходной экскурсии в окрестности города ничего не требуется сложного. Заранее лишь избирается твердый маршрут. Вообще при всякой экскурсии маршрут должен быть твердо намечен, и изменения его, дабы не вносить дезорганизацию, должны допускаться лишь в крайних случаях.
Велосипедная экскурсия имеет большое преимущество перед пешеходной в смысле быстроты передвижения. Велосипедист может забраться вдаль от железной дороги и в небольшой промежуток времени исколесить большое пространство. Подобного рода экскурсии прошлым летом организовывал союз транспортников в Москве. Им были неоднократно устроены вылазки велосипедистов до 1000 чел., мотоциклистов и даже автомобилей, нагруженных членами союза, за город, вдаль от жел. дороги и шоссе. Велосипедная экскурсия, многодневная, рассчитанная на прохождение большого расстояния, много сложнее. Не каждый умеющий ездить на машине может и должен отважиться отправиться в путь. Большая велосипедная экскурсия требует от участника прежде всего предварительной тренировки.
Но если участник подготовлен, если его машина вынесет долгую нагрузку и продолжительное серьезное испытание, то для велосипедиста представляется широкое поле деятельности. При выборе маршрута следует помнить, что наши шоссейные дороги вообще - то заставляют желать лучшего, а о проселочных дорогах и говорить нечего. Участник должен быть хорошо знаком со своей машиной, на случай возможных поломок и быстрых починок на месте. Запасную покрышку и камеру взять с собой необходимо (для удобства их можно одевать крест - накрест через плечо), помня, что в пути проколы неизбежны. При выборе маршрута надо всегда иметь про запас недалеко расположенное шоссе. Весь путь надо разделить на этапы, приблизительно от 20 - 40 километров. Это и будет дневная проходимость. Каждые 2 - 3 суток необходим однодневный отдых, который можно удобно связать с осмотром достопримечательностей данного края и т. д.
Багаж участника должен быть минимален и чрезвычайно экономен.
Ничего лишнего, ничего про запас (авось пригодится). Все должно поместиться на багажнике велосипеда и, в крайнем случае, в заплечном мешке. Приблизительно должно быть следующее: смена белья, одеяло, провиант на 1 день, в крайнем случае - на 2 (лишь при условии, что путь лежит вдали от населенных мест), (мыло, полотенце, фуфайка, сандалии и мелочи, индивидуально - необходимые для каждого.
Ехать надо в легкой майке (а то и без нее, когда на дороге нет пыли) и непременно в трусиках.
После каждой езды тщательное купание и промывание кожи (здесь есть опасность засорить ее и получить фурункулы).
Экскурсия на лодке в сильной степени зависит от материальных возможностей, ибо здесь расходы значительны. Лодка обыкновенного типа расцени - кается от 50 до 80 руб.
Перед отправкой хорошо просмоленную лодку надо несколько переоборудовать, приспособить к дальнему плаванию, убрать лишние скамейки. Все расчеты зависят от количества едущих. Посредине средней скамьи надо вделать легко разбирающуюся мачту, сшить хотя бы примитивный парус. Это всегда облегчит поездку. Необходимо устроить тент от дождя и палящего солнца. Багаж может сыть значительно серьезнее и включать даже некоторые «предметы роскоши», как - то фото - аппараты, котелки......
и т. д. В таких экскурсиях на еду надо ловить рыбу, поменьше забегать в деревню и жить на воде. На ночь поверх скамеек накладываются доски, расстилается одеяло или плед; чтобы придать лодке устойчивость, в виде якоря можно спустить в воду на веревке пару больших камней. Из Москвы можно таким способом поехать до Каспийского моря.
Самая серьезная экскурсия - это многодневная экскурсия пешком. Перед выездом на такую экскурсию, сроком до 1 месяца, надо тщательно продумать все детали поездки.
Самое завлекательное это организовать лагерь, жить в лесу, на полянке, на лоне природы, забыть на время городскую суету, пожариться вдали от людей на солнышке, ежедневно покупаться, позаниматься, на свежем воздухе раннего утра, физическими упражнениями, вдобавок поудить рыбу и поохотиться.
Это такое наслаждение, которое испробовавший никогда не забудет, и всегда будет стараться повторить. Горцы говорят про снежные вершины Кавказа: «кто здесь пил воду - тот сюда вернется».
Про житье в палатке или шалаше можно сказать: «кто пожил в лесу, кто грелся у вечернего костра, тот всегда найдет способ повторить это исключительное наслаждение».
Группа молодежи до 10 чел. заранее выбирает себе место расположения лагеря; оно должно быть на берегу реки, озера или пруда с чистой водой. Особенно надо тщательно отнестись к выбору места для лагеря. Прежде всего, оно должно быть вдали от дороги, жилья, находиться по возможности на солнечной поляне среди леса (не будет ветра), на возвышенности, с тем расчетом, чтоб ночной туман с реки или озера не заглядывал в палатку.
Если представляется возможность получить обыкновенную «солдатскую» или лучше «офицерскую» палатку, то жилищный кризис разрешен. Внутри палатки вырывается земля и образуется, таким образом, проход. По бокам будут постели. Если хотите устроиться с удобством, то, захватив гвозди, молоток и штуки 4 досок, сможете сколотить себе постель. Но это далеко необязательно. Мох, трава, сено, листья и еловые ветви под брезентом с успехом заменят матрацы.
Палатки ежедневно должны тщательно проветриваться. Если хорошо натянут брезент, то никакой продолжительный ливень не страшен. В случае, если замечено, что со стенки начинает капать, надо от этого места пальцем прочертить линию книзу, - тогда вся вода будет стекать вниз... Кухня устраивается в некотором расстоянии от палатки, под ветром, с таким расчетом, чтобы дым не достигал ее.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.