В трех километрах от Архангельска, за деревушкой в несколько десятков домов должны быть выстроены четыре огромных лесозавода, по 12 рам каждый.
Четыре завода, оборудованных по последнему слову техники! Самые новые, самые быстроходные рамы будут разрезать на части толстые колоды. Вместо лошадей лес к заводам будут подавать элеваторы. Конвейеры и транспортеры мерными движениями развезут пиломатериалы по разным отделениям завода - в сушилку, на деревообделочную фабрику и по системе роликов и бесконечных цепей на лесобиржи. Все будут делать машины и машины.
Все это будет не когда - либо, а через два месяца. Жесткие, короткие сроки. Для этого нужны сверх американские темпы и социалистический труд. Только он может делать доселе не виданное.
Сроки эти должен знать каждый: заводы «А» и «А - прим» будут пущены в июне. В июне 24 лесопильных рамы впервые выбросят на мировой рынок свежую экспортную доску. Два другие завода - «Б» и «Б - прим» - должны быть пущены в январе 1931 г. - через 7 месяцев. Сейчас на стройке работает свыше пяти тысяч человек.
От реки Кузнечики до завода «А» тянутся кружева будущего элеватора для подачи леса. Рядом с элеватором, параллельно ему прорывается канал, соединяющий реку с заводом.
Отдельные участки строительства прочно связаны несколькими нитями железных дорог. Полдесятка локомотивов, певуче посвистывая, развозят грузы, вывозят землю.
Черпательные работы подходят к концу. Работают вручную: зимою экскаватор не способен черпать промерзшую землю, превратившуюся в одну сплошную глыбу, без края и границ. Работают лом и динамит.
Подрывники с сумками через плечо буравят отверстия и закладывают заряженные шашки. Короткие пронзительные свистки - рабочие извещаются об опасности.
Первый глухой звук взрыва. Вначале белый, затем черный, с зеленоватым оттенком, столб дыма. Под ногами сильным толчком испуганно вздрогнула земля.
- Раз, - считает подрывник и переводит взгляд на другой участок, где должен быть следующий взрыв.
- Два...
- Три...
Глыбы мерзлой земли срываются в ров.
- Семь...
- Восемь...
- Много еще? - нетерпеливо опрашивают рабочие, собравшиеся кучей вокруг подрывника.
- Только три, - и снова мерный счет. Короткий, отрывистый свист сообщает, что опасность миновала.
Вдоль канала оторванные кучи смерзшихся глыб еще дымят едкими газами. Землекопы набрасываются на них, дробят их ломами, складывают в вагонетки, а локомотивы поспешно увозят одну за другой длинные вереницы вагонеток.
Лесозавод «А» стоит в стороне, гам, где заканчиваются канал и стены элеватора. Это громадное здание, переплетенное подсобными пристройками. Серые железобетонные столбы строго смотрят вверх, высоко подымаясь над разбросанными грудами строительных материалов. Здесь - цемент и сталь. Сталь и цемент.
Внизу, за наспех околоченными временными досчатыми стенами заливают фундаменты для лесопильных рам. Кучи гравия, песка и сотни бочек цемента. Десяток рабочих, искусно вороша широкими лопатами, приготовляют смесь для заливки. Затем выливают ее в квадратные глубокие «колодцы» - формы рамных фундаментов.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.