Ленинская депеша

Алексей Тупиков| опубликовано в номере №736, январь 1958
  • В закладки
  • Вставить в блог

Петька старательно записывает. Депеша большая. Из нее он узнает, что новая. Советская власть приняла декрет о немедленной передаче всех помещичьих земель в руки крестьянских комитетов и декрет о мире. В конце депеши подпись: «Председатель Советского правительства Владимир Ульянов скобка Ленин скобка».

Передача окончена. Станции подтверждают прием. Отстукивает и Петька: «Пост - принял». Кто - то с линии запрашивает: «В скольких экземплярах размножить депешу?» «Размножай больше, раздавай, читай солдатам, рабочим, крестьянам», - поступает ответ.

В Петькиной памяти оживает отец с листовкой в руке, семендяевские старики и шахтеры с рудника. Он помнит, как они читали и хвалили листовку... Но ленинская депеша - это уже не листовка, а закон. «Федор Васильевич говорит: «Не лезь в политику», - размышляет Петька. - Я и не лезу, а все - таки копии этой депеши надо сделать. Сбегаю в Семендяево, отдам старикам и на рудник - шахтерам. Отец меня за это похвалил бы...»

Один экземпляр он кладет в карман - показать маме. Снова раздаются позывные. Соседняя станция запрашивает путь воинскому литерному поезду. Петька не уполномочен решать такие дела. Он бежит к Федору Васильевичу, докладывает ему о поезде и о депеше, потом идет домой обедать.

Окруженный братьями и сестрами, Петька распоряжается за столом: режет хлеб и раздает по ломтю каждому. На столе большая глиняная миска, до краев наполненная дымящейся похлебкой - на всех. Против каждого - круглая деревянная ложка. Петька усаживает младшего братишку к себе на колени и командует:

- Начинай!

Повторять команду не приходится, все дружно работают ложками.

Матери, как всегда, поесть некогда. Примостившись на лавке поближе к окну, она чинит какую - то одежонку и, тяжело вздыхая, говорит:

- Была бы эта депеша от Ленина раньше, глядишь, и войны не было бы и наш отец живым остался бы.

- Раньше ему нельзя было, - разъясняет Петька. - Царь стоял у власти, потом Керенский и те жандармы, что папку забрали, - все они против Ленина.

- Господи, пошли ему доброго здоровья! - вздыхает мать.

Сотрясая будочку, подходит поезд. Мать опрометью кидается к двери, захватив с лавки платок и флажки. Петька снимает с колен братишку, сажает на свое место и, быстро одевшись, идет вслед за матерью.

Поезд замедляет ход. Это литерный. На платформах пушки, зеленые зарядные ящики, на тормозных площадках часовые с винтовками. У открытых дверей теплушек, свесив ноги, сидят солдаты, за ними, в теплушках же, кое - где видны лошади. В середине состава два штабных вагона. Паровоз дает три гудка, похожих на телеграфную букву «К»: длинный, короткий, длинный - и останавливается: путь закрыт, соседняя станция не принимает. Из загонов выскакивают солдаты с брезентовыми ведрами в руках, бегут к колодцу - достать воды, напоить лошадей, некоторые - голые до пояса - умыться.

От головы до хвоста поезда весь откос усыпан солдатами. Крики, свист, ругань, хохот... Солдаты забегают на пост, во дворик будки. От пассажирского вагона к переезду быстро идет офицер, помахивая стеком.

Петька, мать и четверо солдат заходят в будку. Солдаты просят вареной картошечки в обмен на сахар, соль.

- А хочешь, мешок овса принесем, - предлагают они.

- Да что вы, родимые! Картошка у меня не купленная, кушайте на здоровье! - говорит мать и ставит на стол большой чугун картошки «в мундире». От чугуна пар в потолок.

Весело переговариваясь, солдаты усаживаются за стол. Подходят еще и еще. Кто - то уже принес сахару, хлеба и оделил ребятишек, забравшихся на печь.

Мать стоит у печки, подперев щеку ладонью, и смотрит на солдат. В глазах у нее слезы. Петька рядом с нею.

- Что, хозяйка, ай тяжело живется? - спрашивает солдат.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены