Ленинчи Камсамуллары

Саид Таипов| опубликовано в номере №27, апрель 1925
  • В закладки
  • Вставить в блог

В 1918 ГОДУ, под грохот белогвардейских пушек, под шум все возрастающей волны революции, в дни ужасов гражданской войны на заводах Урала, в городах и в деревнях Поволжья одна за другой в комсомоле создаются мусульманские секции и ячейки мусульманской молодежи, так называемые «камсамуллары». Через некоторое время из рядов мусульманской красной молодежи, ранее носившей полурелигиозное и полукомсомольское название «мусульман камсамуллары», выросли настоящие комсомольские организации Татарской Советской Республики с четкой классовой физиономией «татар камсамуллары».

Многое пришлось пережить татарским комсомольцам и после гражданской войны. Тяжелее всего отразились на работе комсомольцев - татар неописуемые ужасы голодовки 1921 года.

Татарские крестьяне, забитые религиозным дурманом, обманутые - своими муллами, закабаленные национальными баями и порабощенные русским самодержавием, имеют отсталое сельское хозяйство. Поэтому в год засухи они оказались в объятиях нищеты и голода. Как и сам «всемогущий» Аллах1), так и его «помощники» муллы 2) и баи 3) не пришли на помощь крестьянам.

В эти годы количество татарских комсомольцев уменьшилось.

Второй причиной, мешавшей работе среди татарской молодежи, было непонимание многими молодыми татарами национальной политики коммунистической партии и советской власти. Были такие комсомольцы, больше всего из интеллигентов татар, которые настаивали на создании отдельных татарских комитетов комсомола. Они иногда доходили до разрыва связи с соседними русскими комсомольцами.

Многим известная борьба с султан - галиевщиной среди татар положила конец неправильному толкованию нашей нацполитики.

Лишь после первой Всероссийской конференции татарских комсомольцев, со второй половины 1922 года, работа принимает более оформленный углубленный политико-воспитательный характер. Углубление полит - воспитательной работы сблизило татарских комсомольцев с общесоюзными организациями, вырос новый актив. Сближение татарских комсомольцев с русскими товарищами и работа под непосредственным руководством общесоюзных организаций дали толчок к усилению работы среди татарской рабочей молодежи и содействовали развертыванию сети комсомольских ячеек в татарских деревнях. Если ко времени первой конференции народов Востока в 1920 году количество комсомольцев татар не превышало одной тысячи, то через два года, ко времени первой Всероссийской конференции татарских комсомольцев, их уже было 2600. Теперь количество татар в РЛКСМ достигает 11.000.

Татары камсамуллары во многих селах являются единственными проводниками линии партии. Они являются как бы центром, вокруг которого начали группироваться и взрослые татары. Комсомольцы организовывают школы ликвидации безграмотности, оживляют работу изб - читален и клубов.

В повседневной работе татарским комсомольцам приходится сталкиваться со взрослыми татарами по вопросам о религии. Комсомольцев называют «кафир маджуси», т. - е., злоумышленными безбожниками, которые, по закону Шариата, оставленному, по преданию, Магометом, правоверные мусульмане должны изгнать в далекие страны, или избить на месте до смерти. Кулачки - баи и муллы, пользуясь властью «всемогущего» Аллаха, угрожают родителям комсомольцев за «неправоверность» сыновей. Некоторые комсомольцы поддаются нажиму родителей и приходят в комсомольскую ячейку со следующими заявлениями: «Родители нас ежедневно ругают; ай - да, - говорят, - в мечеть, - а то выгоним из дому. Если оставим родительский дом, то мы не сможем посещать комсомольскую ячейку. Мы бедняки, нам очень хочется работать в комсомоле, нам необходимо как - нибудь успокоить своих родителей. Мы просим товарищей разрешить нам один раз в месяц, хотя бы только для показа, сходить в мечеть».

Были даже такие случаи, когда крестьяне избивали комсомольцев за помещение антирелигиозной статьи в стенгазете, за выступления против религии на собраниях.

Еще труднее работа по вовлечению татарок - девушек в комсомол.

Родители девушек не разрешают посещать собраний комсомольцев. Известная моему товарищу, одна активная комсомолка сельячейки, Галима, часто подвергается избиению отца за позднее возвращение с занятий кружка. Другую комсомолку родители прогнали из дому за вступление в комсомол.

Еще ужаснее положение женщин - татарок. Крестьянин мне известного села Маляевки захотел жениться на молодой девушке, а жену старую выгнал зимой на улицу. Женятся на нескольких женах, обращаются с ними грубо. Местами жалобы женщин разрешает мулла.

Татарки, пользующиеся большей свободой по сравнению с женщинами других народов Востока, заимствуют многое от культурных народов. Несмотря на это, таких, как Галима, упорно борющихся за новое будущее, в татарских селах еще очень мало. Из 700 татарок в комсомоле большинство учащиеся, служащие и работницы, находящиеся в городах и в рабочих районах.

Одна из задач татарского комсомола в городе по отношению к татарской рабочей молодежи - это поднятие квалификации рабочей молодежи, это стремление вывести татарскую молодежь из положения «двуногих лошадей», «выносливых» чернорабочих. В отношении татарской деревни татарские комсомольцы добиваются того, чтобы спасти татарское крестьянство от постоянного нищенства, помочь ему в укреплении сельского хозяйства.

Слух о хорошем «камсамуле», где обучают читать, писать, откуда можно узнать обо всем, что творится в мире, слух о новых строителях новой жизни прошел по всему мусульманскому населению Татарии. Теперь все знают, кто такие «Ленинчи камсамуллар».

1) Аллах – бог.

2) Мулла – поп.

3) Бай – буржуй, кулак.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.



Виджет Архива Смены