Ленин ло Белинском

Г Куклис| опубликовано в номере №504, май 1948
  • В закладки
  • Вставить в блог

Кто не помнит ярких строк русского поэта Н. А. Некрасова:

«Придёт ли времянке...

Когда мужик не Блюхера

И не Милорда глупого –

Белинского и Гоголя

С базара понесёт?»

Эти стихи, полные страстной заботы о будущем России, вспоминает В. И. Ленин в 1912 году в статье «Ещё один поход на демократию». Ленин писал о громадном влиянии работ Белинского на народные массы; он указывал на тот замечательный факт, что, пусть хоть на время, но на горе врагам, исполнилось страстное желание революционного поэта Некрасова. Пользуясь некоторым послаблением царской цензуры в годы революционного подъёма первой русской революции, народ понёс с базара книги Белинского.

«Демократическая книжка стала базарным продуктом, - писал Ленин, имея в виду распространение работ Белинского и других писателей революционной демократии в народных низах. - Теми идеями Белинского и Гоголя, которые делали этих писателей дорогими Некрасову - как и всякому порядочному человеку на Руси - была пропитана сплошь эта новая базарная литература...

... Какое «беспокойство»! - воскликнула мнящая себя образованной, а на самом деле грязная, отвратительная, ожиревшая, самодовольная либеральная свинья, когда она увидела на деле этот «народ», несущий с базара... письмо Белинского к Гоголю».

Ленин всегда высоко целил революционно - демократическое наследство русских просветителей. В своих замечательных работах «От какого наследства мы отказываемся?», «О «Вехах», «Памяти Герцена» и др. он доказал, что это наследство по праву принадлежит революционному пролетариату.

Чтобы понять ленинскую оценку роли В. Г. Белинского в истории русской общественной мысли, следует вспомнить, что жить, творить «неистовому Виссариону» пришлось в глухую пору 30 - 40 - х годов. В тех условиях литература приобретала значение почти единственного оружия в освободительной борьбе. Белинский и возглавил самое передовое общественное мнение своей эпохи, явившись в условиях легальной журналистики и критики глашатаем революционно - демократического протеста. Именно потому В. Г. Белинский получил заслуженную кличку «неистового», что деятельность его отражала нараставшее возмущение народных масс против крепостнического гнёта.

Эту революционную сторону Белинского пыталась не раз извратить буржуазия. И чем шире развивалось в России подлинно народное движение, тем сильнее третировали враги литературное наследство Белинского.

Весной 1909 года в Москве вышел сборник «Вехи». Он содержал статьи Н. Бердяева, П. Струве, С. Булгакова и других представителей контрреволюционной либеральной буржуазии. пытавшейся опорочить революционно - демократические традиции лучших представителей русского народа, в том числе Белинского и Чернышевского.

В известной статье «О «Вехах» В. И. Ленин сравнивал программу «Вех» в философии и в публицистике с программой черносотенной газеты «Московские ведомости», называя сборник «энциклопедией либерального ренегатства».

Не трудно понять, что пугало кадетов в творчестве В. Г. Белинского. И не случайно либеральная буржуазия до того, как она переметнулась в лагерь контрреволюции, пыталась изобразить Белинского, как и Герцена, Чернышевского и Добролюбова, дюжинными либералами, сторонниками и идеологами обычного капиталистического пути развития России.

В. И. Ленин разоблачил всякие попытки отвоевать Белинского у русского народа, попытки извратить и оклеветать литературное наследство великого критика. В пламенной проповеди «неистового Виссариона» Ленин проницательно рассмотрел отзвуки революционных настроений крепостных крестьян, угнетённых крепостниками и самодержавием. Громя «веховцев», В. И. Ленин писал:

«...может быть, по мнению наших умных и образованных авторов, настроение Белинского в письме к Гоголю не зависело от настроения крепостных крестьян? История нашей публицистики не зависела от возмущения народных масс остатками крепостнического гнёта?»

В. И. Ленин показал, чем страшен Белинский врагам, чем дорог он русскому народу. «Его знаменитое «Письмо к Гоголю», - писал Ленин, - подводившее итог литературной деятельности Белинского, было одним из лучших произведений бесцензурной демократической печати, сохранивших громадное, живое значение и по сию пору». В этих словах Ильича - оценка большого исторического значения литературной деятельности Белинского. Вот где источник той радости, какую испытывал Ленин, когда он видел, что сбываются мечты Некрасова о проникновении книжек Белинского в гущу народа. А это значило, что идеи великого революционного демократа об уничтожении помещичьей собственности и о полном свержении царской власти проникают в сознание народа.

Гениальный вождь пролетариата Ленин называл Белинского одним из предшественников русской социал - демократии. В 40 - х годах XIX века Белинский, естественно, не видел и не мог видеть русского пролетариата. Он не мог стать идеологом рабочего класса, сформировавшегося в России лишь во второй половине прошлого века. Но что же ставит Белинского в почётный ряд предшественников марксизма в России? Его беспредельная любовь к Родине и русскому народу, его страстная и непримиримая вражда ко всем проявлениям и порождениям крепостничества, блестящая критика западноевропейского капитализма и реакционного, буржуазного государства, жгучая ненависть ко всем врагам русского народа и непреодолимая вера в наступление социалистического строя. Ленинская оценка творческой жизни Белинского приводит к выводу, что в идейном наследии русских марксистов есть традиции, которые тянутся к «неистовому Виссариону».

Ленин показывает в своих работах, что в русском революционном движении домарксова периода Радищев, Герцен, Белинский, Добролюбов, Чернышевский - основные политические и исторические деятели. Они двигали вперёд русскую революционную мысль, хранили революционные традиции, несли в народ идеи социализма. Их революционные идеи, выраженные в печатном слове, во многом определяют всемирно историческое значение русской литературы. Как нельзя ярче говорят об этом следующие ленинские слова, написанные почти полвека назад в знаменитой брошюре «Что делать?»:

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены