«Ещё добром должны мы помянуть
Тогдашнюю литературу,
У ней была задача: как - нибудь
Намёком натолкнуть на честный
путь
К развитию способную натуру.
Хорошая задача! Не забыл,
Я думаю,
Ты истинных светил,
Отметивших то время роковое:
Белинский жил тогда...»
От этого «тогда» нас отделяет сто лет.
Сто лет. Целый век! И какой век! Безвозвратно ушли в прошлое многочисленные имена, события, книги. Но вековая давность не состарила Виссариона Григорьевича Белинского. Он и сейчас для нас является современником, сеятелем истины, добра и познания.
Жизнью своей и самоотверженной борьбой за лучшую долю трудового народа он звал не одно поколение юношества к революционному обновлению Отчизны.
Молодёжь всегда любила Белинского за его страстное слово. Царские «опричники» всячески старались оградить юношество, народ от его прогрессивных идей. Вот почему на имя Белинского и на страстные книги его был наложен запрет. При жизни критика и долго после смерти сочинения Белинского не издавались. Его статьи и рецензии были разбросаны по страницам журналов «Молва», «Московский наблюдатель», «Отечественные записки» я «Современник», хранившихся в архивах библиотек. Немногочисленные номера их распространялись в революционных и студенческих кружках е большими предосторожностями.
Первое издание сочинений критика было разрешено в 1859 году. Редактором его был М. X. Кетчер - известный общественный деятель, лично знавший Белинского. Это первое собрание сочинений В. Г. Белинского, выходившее до 1862 года, было далеко не полным. Большая часть статей и рецензий не вошла в него по цензурным соображениям. В 1898 году вышло в свет четырёхтомное собрание сочинений Белинского, изданное Ф. Павленковым.
Спустя ещё четыре года начало выходить лучшее из существующих изданий под редакцией С. А. Венгерова.
Это издание имеет обширный историко - литературный и био – библиографический комментарий. Последний, XIII том, в который были включены вновь разысканные статьи и рецензии Белинского, готовился к печати в 1941 году. Он был набран, но матрицы его погибли в Ленинграде во время блокады. Сейчас этот том вновь находится в производстве.
Тираж всех этих дореволюционных изданий в общей сложности был незначителен. Лишь после Великой Октябрьской революции исполнилось заветное желание Н. А. Некрасова, когда народ понёс с базара не Блюхера, а Белинского и Гоголя.
О широкой популярности Белинского у советского народа выразительно говорят цифры тиража изданий сочинений великого критика. Только за последнее время вышло из печати более шести изданий сто отдельных и избранных произведений, общим числом около миллиона экземпляров.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.