Ленин идет к октябрю

опубликовано в номере №959, май 1967
  • В закладки
  • Вставить в блог

13. «В далекие, далекие времена...» (1902 - 1903)

«Экономисты» приспособлялись к отсталости масс. «Искра» воспитывала авангард рабочих, способный вести вперед массы. В. И. ЛЕНИН

С начала апреля 1902 года Ленин в Лондоне. Встретивший его здесь Николай Алексеев приводит ленинские автобиографические высказывания того периода.

«Больше, чем дом с открытыми окнами...»

Алексеев пишет, что Владимир Ильич объяснил ему тотчас по приезде, что «прочие искровцы будут жить коммуной». Он же - ...совершенно неспособен жить в коммуне, не любит быть постоянно на людях. Предвидя, что приезжающие из России и из - за границы товарищи будут, по российской привычке, не считаясь с его временем, надоедать ему, он просил, по возможности, ограждать его - ...от слишком частых посещений... Как вспоминает Алексеев, дорожа своим временем, Владимир Ильич не особенно долюбливал тех из приезжавших россиян, которые с этим не считались, как, к примеру, ежедневно посещавший его Лейтейзен (Линдов).

- Что у нас праздники, что ли? - жаловался Владимир Ильич на это в «коммуне»... Как - то, беседуя с ним, Алексеев посмеялся над одной статьей о близости социальной революции, напечатанной лондонской Социал - демократической газетой «Джастис».

- А я надеюсь дожить до социалистической революции, - решительно заявил Ленин, прибавив «несколько нелестных эпитетов по адресу скептиков...». Об авторе этой записи Владимир Ильич пишет осенью 1921 года в Организационное Бюро Центрального Комитета партии:

- Очень рекомендую подателя, товарища Николая Александровича Алексеева. Я знаю его с 1 902 года, с Лондона, где вместе работали в «Искре». Очень образованный марксист, большевик и замечательно добросовестный к исполнению своего долга товарищ. Об «алексеевско - мартовской коммуне» Ленин, «вспоминая жизнь в Лондоне», рассказывает зимой 1904 года Сергею Гусеву:

- Нельзя жить в доме, где все окна и двери никогда не запираются, постоянно открыты на улицу и всякий проходящий считает нужным посмотреть, что вы делаете. Я бы с ума сошел, если бы пришлось жить в коммуне, вроде той, что в 1902 году Мартов, Засулич и Алексеев организовали в Лондоне. Это больше, чем дом с открытыми окнами, это проходной двор. Чернышевский правильно заметил: у каждого есть уголок жизни, куда никто никогда не должен залезать и каждый должен иметь «особую комнату» только для себя одного... За интеллигентскую безалаберность, царившую в незадачливой лондонской «коммуне», Владимир Ильич шутливо прозвал ее «вертепом». Весной 1903 года, уже из Женевы, он пишет будущей меньшевичке Елене Александровой, носившей конспиративную кличку «Жак»:

- Вы просите не очень злиться. Скажу Вам откровенно, что злился я мало, больше улыбался, вспоминая свою последнюю беседу перед дверьми «вертепа» с некиим Жаком, который находил тогда (тогда!), что мы слишком мало командуем... Всяческому «командованию» Ленин всегда противопоставлял коллективную волю партии... В сентябре 1913 года он публикует в большевистских газетах Петербурга и Москвы статью - некролог об английском социалисте Гарри Квелче. Некролог завершают строки об «Искре»:

- 11 лет тому назад русская социал - демократическая] газета должна была печататься в Лондоне. Английские социал - демократы с Квелчем во главе с полной готовностью предоставили свою типографию. Самому Квелчу пришлось для этого «потесниться»: ему отгорожен был в типографии тонкой дощатой перегородкой уголок вместо редакторской комнаты. В уголке помещался совсем маленький письменный стол с полкой книг над ним и стул. Когда пишущий эти строки посещал Квелча в этом «редакторском кабинете», то для другого стула места уже не находилось... Пока Ленин налаживает издание «Искры» в Лондоне. подготовленные и отредактированные им заранее номера печатаются в Германии. К сожалению, совсем не сохранилась ленинская переписка с уже знакомым нам корректором газеты Варварой Кожевниковой. Она вспоминает, как «строчила Владимиру Ильичу о всех своих затруднениях». И каждый день получала от него ответы «аккуратно, по пунктам, почти с каждой лондонской почтой...». Ответы были точны и ясны. За все время Владимир Ильич не оставил без ответа ни одного вопроса... Помнится ей и «мелкий случай» с апрельским номером «Искры» 1902 года. Послав первые экземпляры Владимиру Ильичу, Кожевникова спрашивает, как он находит номер. Ленин отвечает:

- Номер прекрасен, видно, что корректор руку свою приложил. Вот только апрела так не пишется.

- Я вскакиваю, - вспоминает Кожевникова, - хватаю номер, развертываю и что же вижу: на первой странице, в заголовке, крупнейшими буквами напечатано: «АпрелА»... «Уж лучше бы Владимир Ильич меня выругал, думала я, а он похвалил за номер, когда я допустила такую крупнейшую ошибку».

«Первое впечатление от Лондона...»

Первыми - пока еще резко отрицательными - впечатлениями от тогдашнего облика столицы Великобритании Ленин делится с Плехановым и Аксельродом 4 (17) и 5 (18) апреля 1902 года.

- ...гнусное впечатление производит этот Лондон, на первый взгляд!!

- (Первое впечатление от Лондона: гнусное. И дорого же все порядком!) Лишь 10 (23) апреля Ленин посылает Аксельроду конспиративный лондонский адрес:

- Вот Вам новый адрес (который просил бы очень не сообщать никому, даже из членов Лиги, кроме самых близких лиц... Если можно, - постарайтесь и в разговорах употреблять систематически Мюнхен вместо Лондона и мюнхенцы вместо лондонцы). Mr. Jacob Richter (Holford) 30. Holford squere. Pentonvllle. London. W. C. Мистер Якоб Рихтер (Холфорд).

30. Холфорд - сквер. Пентонвилл. Лондон. Западный берег. Подобное впечатление на Владимира Ильича производили прежде всего вопиющие лондонские социальные контрасты. Крупская вспоминает, что, наблюдая «кричащие контрасты богатства и нищеты, Ильич сквозь зубы повторял»:

- Two nations (Две нации)...

- С омнибуса, - рассказывает Надежда Константиновна, - мы видели однажды, как могучий бобби (полицейский), в своей характерной каске с подвязанным подбородком, железной рукой толкал перед собой тщедушного мальчишку, очевидно, пойманного воришку, и целая толпа шла следом с гиком и свистом. Часть ехавшей на омнибусе публики повскакала с мест и также стала гикать на воришку.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия  Ланского «Синий лед» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Автомобиль вчера, сегодня, завтра

В машине двое: энтузиаст и скептик