Легенда советского кино

Светлана Марлинская|24 Декабря 2024, 18:13| опубликовано в номере №1914, апрель 2024
  • В закладки
  • Вставить в блог

 -Господа, Григорию Васильевичу через минуту подадут ужин! 

Вот и приходилось визитерам быстро вставать и с извинениями покидать «звездное» жилище.

Ее звали Любовью, но она не любила людей, друзей, гостей. Ею восхищались, но боялись, и Орлову это вполне устраивало. Почему же все так гладко получилось с Александровым? И гладко ли?

Оба супруга были показательно артистичны. Их семейная жизнь - сцена, на которую она спускалась к чаю с безукоризненным макияжем, в шелковом французском пеньюаре. А он уже ждал ее за столом - при пиджаке и галстуке- и откладывал газету, чтобы подвинуть Любови стул. Изысканные манеры, все разговоры на «вы». Но после маленького представления каждый неизменно удалялся в свою спальню.

Безупречный облик этого брака скрывал от публики темную тайну Александрова. Орлову все устраивало в их отношениях. Несколько раз  она беременела от редких  супружеских интимных связей, но каждый раз избавлялась от ребенка. Всем говорила, что беременность омолаживает, но не гнушалась опасных для жизни подпольных абортов. Она не хотела детей. Красивые туалеты приносили ей гораздо больше радости. Об этом  иронично отзывалась Фаина Раневская: 

«Гардероб Любови Петровны настолько велик, что живущая там моль так и не научилась летать!»

Орлова не собиралась делить мужа с его единственным сыном. Маленький Дуглас был сиротой при живом родителе и после смерти матери оказался в детдоме. Мальчик выучился на оператора, унаследовав отцовский талант,  но знаменитая мачеха закрыла ему все дороги на «Мосфильм». Втайне от жены Александров устроил Дугласа в КГБ. Но  попрощаться с сыном после его смерти от инфаркта режиссер так и не пришел.

Чтобы сыграть простых советских девчонок (ткачих, домработниц, почтальонш), Орлова готовилась очень тщательно: пару дней разносила почту перед съемками «Волги-Волги», а перед «Светлым путем» три месяца  трудилась в институте текстильной промышленности.

Дворянка по крови, она отморозила пальцы во время революции, когда с сестрой Нонной таскала на базар тяжелые бидоны с молоком, поэтому ни в одной картине мы не увидим ее рук крупным планом. В жизни актриса прятала их под перчатками.

Она искала спасение от одиночества, стресса и «липовой» семейной идиллии в алкоголе. Когда о пьянстве звезды поползли слухи, Александров резко прекратил этот  беспредел. Возможно, пригрозил отстранить ее от съемок или развестись. Любовь Петровна сумела пересилить себя и бросила пагубную привычку.

По словам Раневской, однажды Григорий Александров предложил ей сыграть бабушку Орловой, чем актриса была очень возмущена – ведь они были почти ровесницами! Зная острый язык Раневской, биографы Орловой считали, что 10 лет -  это явное преувеличение, но при этом допускали, что Любовь Петровна лукавила в отношении своего возраста…

Во многих биографиях Любови Орловой утверждается, что ее род происходил от графа Григория Орлова – фаворита императрицы Екатерины II, но эта версия многим исследователям кажется надуманной и необоснованной. Достоверно известно только то, что дед актрисы, Федор Орлов, состоял в чине действительного статского советника и был женат на дворянке Анастасии Вашкевич. У них было три дочери и один  сын – Петр Федорович, отец Любови Орловой. Он принадлежал к дворянству Полтавской губернии. Мать Орловой, Евгения Сухотина, происходила из старинного дворянского рода и состояла в родстве с Львом Толстым (ее дядя был женат на его старшей дочери). Однако точных сведений о дальних предках Орловой не существует. По одним предположениям, ее род происходил от младшего брата Григория Орлова Федора, по другим – появился позже и не имел с ними ничего общего, так как прадед актрисы был военным врачом, рожденным в семье священника. В любом случае, о своем дворянском детстве Любовь Орлова предпочитала в советские времена не упоминать. В анкете в графе «происхождение» она писала: «Из служащих».

В наше время нередко появляются публикации, в которых утверждается, что своим стремительным взлетом в карьере Любовь Орлова была обязана Сталину, благоволившему актрисе, и своему мужу, режиссеру Григорию Александрову. Завистники и недоброжелатели были уверены в том, что актриса была любовницей Сталина. Однако, согласно официальной версии, Орлова виделась с ним всего один раз – во время торжественного приема по случаю награждения деятелей искусства. И эту возможность актриса использовала для того, чтобы узнать о судьбе своего первого мужа – Андрея Берзина, бывшего заместителя Наркома земледелия. С тех пор как его арестовали, она ничего о нем не слышала. Тогда Орлова узнала, что он жив и находится в ссылке.

В некоторых публикациях говорится, что режиссер и актриса на самом деле никогда не были мужем и женой, и что их брак был своего рода взаимовыгодным партнерством, где оба были заинтересованы друг в друге исключительно из карьерных соображений. Однако в таком случае их брак вряд ли бы продержался 42 года! При этом оба не уставали благодарить друг друга за годы, проведенные вместе, и постоянно писали записки с признаниями в любви.

Наверное, самый распространенный миф об Орловой – то, что она одной из первых прибегла к помощи пластических хирургов и сделала за границей чуть ли не десяток операций. Биограф актрисы Михаил Куницын пишет:

 «В фильме «Светлый путь» (1940), «Весна» (1947), «Встреча на Эльбе» (1949) мы еще видим лицо Орловой до пластических операций.  В 60-е годы она обратилась к услугам эстетической медицины. Да, она действительно делала пластику. Но не так много, как про нее рассказывают, и не за счет Чаплина (это еще один миф). И вообще, не за границей, а на родине. У нее, видимо, была одна круговая подтяжка и одна пластика век. Это то, что удалось доподлинно установить. Мало того, Орлова пользовалась простыми кремами фабрики «Свобода», она их очень любила, сама их с чем-то смешивала…  Для нее было очень важно следить за собой. В своем спектакле «Милый лжец» Орлова со сцены произносила слова: «И мне никогда не будет больше 39 лет, ни на один день!» Такой вот была и сама Любовь Петровна».

В свою очередь муж актрисы заботился о том, чтобы в кадре она всегда выглядела эффектно. Черно-белая съемка в мягком свете была максимально выгодна для внешности, Орлову снимали под определенными углами и с подсветкой снизу – так сглаживались морщины, и теней на лице было минимум. Любительских фотоснимков звезда всегда старалась избегать, особенно в зрелом возрасте. Александров «лепил» из нее кинодиву по образу Марлен Дитрих, с которой виделся во время своих поездок за границу, и превратил брюнетку Орлову в ослепительную блондинку.

Одной из самых сильных фобий актрисы был страх старости. Когда в 1972 году  ей исполнилось 70 лет, она лично обратилась к партийному руководству с просьбой не упоминать в прессе ее возраст. И эта просьба была выполнена.  А спустя два  года Орлова после долгой паузы снялась в фильме «Скворец и Лира», где играла 25-летнюю героиню. Однако на этот раз, несмотря на все усилия съемочной группы, ее возраст на экране  скрыть не удалось, и  острословы тут же переименовали этот фильм в «Склероз и климакс».

Она долго болела. Причиной были не камни в почках, как ей тогда сообщили, а последняя стадия рака поджелудочной железы. О смертельном диагнозе Орлова так и не узнала. Когда ей стало чуть легче, даже потребовала у мужа добыть ей балетный станок. Уже в больнице умирающая актриса с тяжелыми муками каждое утро по полтора часа истязала себя тренировками. Она падала в обмороки от сильных болей, но вновь заставляла себя возвращаться к станку…

Хоронили всенародную любимицу в день ее рождения, который она так не любила.  Из уважения к артистке, с ней, по ее желанию,  прощались в закрытом гробу - ей  хотелось запомниться поклонникам светловолосой королевой, а не маленькой сморщенной старушкой. По мнению врачей, именно ее неутолимая страсть к корсетам и диетам запустила страшную болезнь.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия  Ланского «Синий лед» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этой рубрике

«Русский на чужой стороне»

Константин Коровин

Пять книг о старости

Выбор редакции