Ледяная спираль

Сергей Тарабанько| опубликовано в номере №1340, март 1983
  • В закладки
  • Вставить в блог

Мотогонки на льду и подводное плавание, картинг и парашют, стрельба и радио, дельтапланеризм и гребля на ялах, многоборье со служебными собаками и судомоделизм... Казалось бы, что общего в таких непохожих спортивных дисциплинах? А общее то, что эти и многие другие технические и военно-прикладные виды спорта объединены в стройную систему ДОСААФ, увлекают молодежь и подростков, помогают допризывникам готовиться к службе в Советской Армии. Об одном из увлекательнейших видов – мотогонках на льду – рассказывает сегодня многократный чемпион мира.

Однажды услышал: «Скорость, помноженная на скорость и возведенная в степень скорости!» И подумал, что это впрямую относится к мотогонкам на льду.

Мощность наших мотоциклов – до 70 лошадиных сил. На колесах установлены шипы длиной в 28 миллиметров. У мотоциклов нет тормозов, и на вираже гонщик может притормаживать лишь щитком. Средняя скорость на ледовом кольце – 100 километров в час. Это средняя скорость, которую сильно снижают виражи. А на асфальте, на прямой дороге наши «железные кони» в состоянии достичь 270 километров в час.

Несколько лет назад известный хоккейный тренер А. Чернышев, рассуждая о проблемах развития технических и военно-прикладных видов спорта, сказал: «Если хоккеистов называют «ледовыми рыцарями», то мотогонщики на льду за свои бойцовские качества, мужество и бескомпромиссность, безусловно, заслужили титул «ледовых витязей».

Весь свой инвентарь и машину мы готовим к соревнованиям сами. Конечно, есть у нас специалисты-механики, но когда все делаешь своими руками, то и на ледовом кольце чувствуешь машину, что называется, до каждого винтика.

Я начал заниматься мотоспортом в Ангарске. В мотосекции ДОСААФ у нас один мотоцикл приходился на четверых – с техникой тогда было сложно. Переехав в Новосибирск, я уже специализировался в гонках на льду. Многому научился у таких мастеров, как Паздников, Хайкин, братья Дубинины, Кочетов. И, конечно, был им благодарен, когда в 1975 году на московском стадионе «Динамо» впервые стал чемпионом мира.

А самый сложный для меня чемпионат мира – командный – проходил в западногерманском городе Инцеле. В одном из заездов я упал. В меня врезался кто-то из зарубежных гонщиков. А сзади шел Толя Гладышев, и мой мотоцикл сыграл для него роль коварного трамплина. Толя подлетел вверх метра на три и потом скользил по льду метров тридцать – уже, понятно, без мотоцикла, который от столкновения с моим связался буквально в узел. Судьи дали перезаезд, но я не стартовал: меня увезли в госпиталь, где зашивали ногу, вправляли плечо. Гладышев же нашел в себе силы сесть на мой мотоцикл и продолжить борьбу. Вместе с товарищами по сборной СССР он стал победителем.

В Австрии недавно все обошлось для меня куда благополучнее. Развив слишком большую скорость, я не сумел вписаться в поворот. Мотоцикл промчался сквозь заградительные мешки с соломой и врезался в забор. Я же успел прыгнуть, правда, с небольшим опозданием, и повис на заборе. Ситуация из опасной превратилась в комическую. Хорошо, фотокорреспондентов поблизости не оказалось...

Лед бьет больно. И, выходя на следующий день после падения на старт, надо преодолевать чувство самосохранения, которое гасит скорость. Надо победить вчерашнего себя.

Заезд в мотогонках на льду длится лишь около минуты. И за это время решаешь не одну тактическую задачу. Как поступить: то ли со старта вырваться вперед, то ли отсидеться до поры до времени на колесе соперника? В первом случае надо контролировать всю дорожку, не оглядываясь, чувствовать, кто и где идет. При втором варианте надо выбрать такую траекторию, чтобы она ни разу не пересеклась с траекторией впереди идущего, иначе – падение. Четыре круга проезжают мотогонщики, шестнадцать раз преодолевая виражи, высекая фонтанчики льда на поворотах, и все это краткое время идет тактическая игра.

Когда я узнал, что известный советский велогонщик Ааво Пиккуус начал участвовать в авторалли в качестве штурмана, я подумал: не податься ли и мне в автоспорт? Но решил пока не спешить. Пока еще крепко сижу в седле, и ледовый спидвей радует ощущениями скорости и риска.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены