– Что это?
Камалов на ходу говорит:
– Моя бригада должна до единого человека танцевать вальс. Первое место – это не шутка! Итак, продолжаем: раз, два, три!
Сапоги приходят в движение, и пол дребезжит от старательного топота. Только Мама-джан лежит на койке, задрав ноги, и играет на губах «Амурские волны», изображая целый оркестр.
Кто-то кричит:
– Девушки идут!
Все бросаются врассыпную. Гостей сажают на койки, извлекают из потайных мест музыкальные инструменты – и вот уже готов оркестр. Скрипка, рубаб, что-то вроде мандолины на узбекский лад, и маленькая свирель, которую здесь зовут «най».
Сперва оркестр исполняет «Ватан» – марш, то есть марш родины. Потом под общий смех черноволосый узбек поет песню о нерадивом хлопкоробе:
Юноша просит начштаба:
– Отпустите, пожалуйста, с хлопка домой. Откровенно говоря, порвались носки,
И кончились лезвия для бритья,
А еще я соскучился по матери,
Но это еще не все, ей-богу!
Ведь у меня обтрепались рукава,
И, главное, вот тут и тут болит...
Начальник штаба сказал лишь: – Понятно.
И отправил ленивого в поле!
Так заканчивается песня. А знаете, как она возникла? Когда в прошлые годы ребята ездили на хлопок, некоторые пробовали хитрить. Они подходили к Кадыру и под разными предлогами просили отпустить домой. Начштаба собрал все эти причины и написал текст. Песню сразу же подхватили: она ведь получилась злободневной. Исполняя ее, певец глядит на человека, который недавно пробовал симулировать. Если его «причина» не упоминается в песне, ее тут же добавляют в текст другие, к полному удовольствию сидящих.
Когда оркестр начинает играть андижанскую польку, выскакивает Наташа. Зрители сидят в ватниках и кирзовых сапогах. Но об этом никто не беспокоится. Танцует Наташа. И, глядя на нее, я снова и снова вспоминаю то, что увидел сегодня днем. Это было удивительное зрелище.
Через весь кишлак по центральному шоссе двигалась группа молодежи. Впереди шла Наташа. Да-да, эта самая Наташа, и несла красное знамя! Как гордо, как уверенно они шли! И впереди была Наташа!
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.