Установка на самобытность не лишена злободневного смысла. В прошлом году исполнилось десять лет костромскому почину — оставаться молодежи в родной деревне. А возник он, как догадываетесь, не от хорошей жизни. Вот материал для размышления: за полвека население Солигаличского района уменьшилось в четыре с половиной раза, а если учесть, что сам Солигалич численность сохраняет, то убыль сельских жителей того заметней; однако в самом дальнем и труднодоступном углу района и области есть Совега, которая этой статистике не подлежит. Что есть Совега? Населенная местность, собирательное название для полутора десятков деревень и починков, стоящих тесно или близко друг к другу в кольце лесов и болот. Зато дичи сколько! И вон стоит лес из древовидного можжевельника, нигде такой не водится, раньше из него стойки для оград по деревням ладили, ну, а теперь под охрану взят... Следом же за доводами в пользу местной природы слышу я доводы этнографические: и говор здесь свой, без оканья, со словами, уже в Солигаличе незнаемыми, и песни свои, и плясовая особенная, совеганка... И естественна гордость своим фольклорным ансамблем, в котором люди среднего и молодого поколений, и секретарь комсомольской организации оказывается увлеченной участницей коллектива. Не эта ли особость приковывает (не цепями, а душою) человека к родному углу?.. И не оттого ли не нахвалятся фольклорным коллективом молодежи Вохмы, расположенной в еще более дальнем от областного центра углу?..
Центру надлежит сегодня заботиться об этом. Так предметом забот Татьяны Чумаченко, когда сложился в Нерехте ансамбль рожечников, стало: а во что их одеть? Опять без единомышленников не выкрутиться. И за работу берется Лена Медведева. Поднимаются краеведческие материалы, дабы воссоздать местный мужской костюм. Лена — человек в этой тематике не сторонний, по образованию инженер-конструктор швейных изделий, да вот не нашла толкового себе приложения в облшвейпроме, командует производственной мастерской при Союзе художников и скучает по любимому делу. А вот для себя на свадьбу шила красный сарафан и для сестриной свадьбы тоже, и в загс народ сбегался на тот наряд смотреть, а то, право слово, чего это все в белое взялись рядиться, старые правила забросили... Старые одежды куда как умны были, лишний раз о том напомнили Лене потребовавшиеся рожечникам порты — крой их таков, что свобода движений бесконкурентная рядом с джинсами и прочим конфекционом. Одна беда: ни фактурой, ни рисунком продающиеся сегодня ткани не подходят традиционному крою и силуэту. Оттого и фольклорный ансамбль одеть — настоящая головоломка. И это в Костроме? В текстильном-то центре? Пойдем-ка на главный комбинат, предлагаю я Тане и Лене, выясним, что они могут, давайте не вздыхать, а добиваться. Пришли на льнокомбинат, а тамошний главный художник вроде и согласился, что интересно бы дать ткани в народном духе и рисунок набить в том же духе, только вот кто прикажет. Двадцать лет ведет художественную политику комбината, а по сию пору не пробовал, да и на будущее ВИАлегпром, то есть Всесоюзный институт ассортимента изделий легкой промышленности, продиктовал требуемые мотивы, самому же выходить на худсовет, где художники решающего слова не имеют, стоит ли... Вроде бы спрос можно прогнозировать безотбойный, схожий импорт по любой цене хватают, и где ж еще выпускать — комбинат едва ли не единственное в стране предприятие по выпуску платьевой набойки, значит, пришли мы по верному адресу, одна задача: кто прикажет? Переносим разговор в технический отдел, начальница которого очень заинтересована предложением. Но... швейники не возьмут, им ткань в народной манере технологически невыгодна, а комбинат на них ориентирован, так что ничего не поделаешь!.. В небольших размерах попробовать? На экспериментальном участке? Можно выделить немного станков и ткачих, но кто из наладчиков станет здесь следить за машинами? Слушая решительные выкладки, я воочию видел, как этой женщине хотелось бы практически поддержать посетительниц, как нравится ей идея и как честь комбината была б защищена!.. Кто ж прикажет? Ах да, зачалась эта развернутая интермедия обсуждением костюмерного содействия нерехтинским рожечникам. Одежка одежкой, но в чем сущность-то, самый сыр-бор? Ну-ка разберемся на месте, что там парни сотворили. А по дороге в Нерехту порассуждаем о роли малых городов, о районных, бывших уездных центрах в их взаимосвязи с центром губернским. ныне областным. К единению земли имеет это самое непосредственное отношение. Отнесемся с должным почтением к этим контактам, к промежуточному звену в нашем взаимодействии города и деревни. Чего ж мимо райцентра скакать? Он передатчик всего лучшего, что на местах рождается, в общую копилку красоты, богатства душевного. И передатчик не бесстрастный, немало добавляющий от себя. Вспомним, как в недавние годы имя Солигалича широко прозвучало, когда вошли в славу полотна Григория Островского, портреты тамошних жителей середины позапрошлого столетия. Творческая самобытность привлекает. Но и еще одно. Ведь заговорили как об открытии. Солигаличанам же не в новинку все было, стоило в 1921 году образоваться СОКНО (Солигаличскому отделению Костромского научного общества), как в 1923 году открылся краеведческий музей и произведения Островского там демонстрировались. Да, потом, как вы уже догадываетесь, в 1933 году музей закрыли, выставкой достижений заменили, так на четверть века портреты ушли от общения со зрителем. Возродился музей — а краеведение в Солигаличе так и не заглохло — экспозиция налицо. Местные волновались, пока солигаличскую гордость увозили на реставрацию, на всяческие выставки, ох как бы где не осели по пути домой! Да нет, убедился я, заглянув в музей по пути в Совету, висят на своем законном месте.
Назвал бы другой весьма мне симпатичный костромской райцентр. Кологрив. В чем его связь с областью? Стоит он на Унже, сбегающей в Волгу, свои традиции культуры любое, а недавно общее внимание привлекло творческое наследие подкологривского жильца Ефима Честнякова, оригинального и в мышлении, и в художестве, фресково понимавшего и передававшего действительность, искавшего объединяющие начала человеческого бытия. И наследие это еще предстоит изучать, а созданное и сбереженное всем послужит со временем...
Что же происходит в Нерехте? На рожках в этих местах раньше играли пастухи. На нынешних фермах рожок вроде как не нужен, но вот своеобразная музыкальная культура осталась в людях, наигрывали в предыдущие десятилетия, а после стало не слышно. Конец рожкам, равно как и барабанкам — доскам с палочками, на которых играли свою музыку пастухи чуть севернее Нерехты? Пастухам не возродить, так взялись за дело музыканты. Профессиональные: саксофонист, трубач, баянист. Обратились за наукой к хранителям рожечного искусства — Павлу Ивановичу Семину.
Ивану Николаевичу Невредимову. Искусство оказалось изощреннейшее звукоизвлечение хитрейшее, зато сам звук при соблюдении строгих правил получается дивный, певучий и доверительный, стоит потрудиться ради такого. У старых рожечников в углах губ мозоли закладывались на всю жизнь, у молодых участников ансамбля мозолей пока нет, но они не против бы. Все это я узнаю постепенно. найдя в Нерехте Сергея Красильникова и Геннадия Киселева, а они знакомят меня со старшим в квартете: Ананий Васильевич Громов зовется по отчеству — постарше остальных и директор музыкальной школы. Без долгих объяснений он кладет на стол -Торсдь жалеек — сам мастерил. Учил бы" детей на рожках, да для тех тяжеловато, а вот понастроить жалейку — обучатся. Впрочем, жалейки, так сказать! первое блюдо встречи, потом на свет извлекаются находящиеся в работе рожки, и тенор, и бас. Двух одинаковых инструментов не бывает, ладить надо всякий по-особому. и где дырочки просверлить, и каких очертаний раструб заложить, все пронзительно отзывается при музицировании. Далее я из собеседника превращаюсь в соглядатая, едва услеживаю за разговором вокруг инструментов и инструментовки, увлеченно говорят меж собою, пробуют на звук, сбиваются на дальнейшие планы. вроде бы есть еще кандидаты в состав, а в большем оркестре и возможности. в том числе репертуарные, куда как шире.
А оживление в квартете связано еще и с тем, что с успехом на Всемирном фестивале молодежи и студентов выступали. Правду сказать, до того времени их на руках не носили, кое-кто деревенщиной не советовал увлекаться (к слову, некоторые режиссеры и при фестивальной подготовке косо глядели на лапти, но четверка бодро стерла их на столичном асфальте, концертируя дни и ночи); однако и сочувствующие сыскались, Кострома поддержала, вот и вышли на международные подмостки. На то и город на Волге! Который умеет опираться на землю.
...Среди разговора встает Сергей Красильников. над речушкой деревенской полились звуки рожка, птицы и те примолкли. Далеко летит плавная музыка. И словно под ее мотив уезжаю из Нерехты, не возвращаясь на сей раз в областной центр. Я ж приеду еще и еще в Кострому, чтобы порадоваться городу, людям его даровитым и подлинным, умеющим сберегать жизнь в лучшем виде, какой только возможен при широкой душе, средь широкой земли.
Что нового за месяцы, пока готовился очерк к печати? Ну, на льнокомбинате по нашей теме ничего нового, а вот у Шантыревой берет теперь изделия Художественный фонд. Таня Ершова стала Кочеткова, переехала в Василево, набрала в поселковой школе кружок из пятнадцати детей. учит их берестяному плетению. Громов теперь в ансамбле не участник. а жалейки пустил в новое дело — готовит у себя в школе сверх программы оркестр народной музыки. Рожечный ансамбль насчитывает сегодня шесть музыкантов, Невредимое обещает вскоре присоединиться. А так все живы-здоровы, чего и вам желают.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Литературные уроки
Мы все меньше удивляемся, увидев купающихся людей в проруби. Не редкость уже и маленькие «моржата», не уступающие ни в чем взрослым
У телеэкранов — почти половина человечества