Дети воды

Суйниш Срымов-Марьям| опубликовано в номере №1418, июнь 1986
  • В закладки
  • Вставить в блог

Мы все меньше удивляемся, увидев купающихся людей в проруби. Не редкость уже и маленькие «моржата», не уступающие ни в чем взрослым

Больше того, в Москве уже есть клуб маленьких «моржей» под названием «Здоровая семья», а в Ленинграде такой же клуб называется «Невские моржата».

А теперь приготовьтесь поверить в еще одну фантастическую быль.

Только что закончились роды и на свет появился новый человек. Глаза мамы сияют от радости и счастья этой первой встречи. Что же здесь необычного? А то, что роды проходили в воде. И первое, что увидела мама, — это своего малыша, который плывет! Именно плывет. Он не просто пребывает первые несколько минут жизни под водой, он делает ручками и ножками движения, очень похожие на стиль «брасс». Он просто и естественно делает то, чему ребята постарше да и многие взрослые специально учатся. «Это еще не совсем плавание, — скажут скептики, — это скорее ныряние, причем с аквалангом». Не будем спешить с выводами. Вот малыша поднимают из воды и он делает первый вздох. Кстати, разница между пребыванием малыша в воде и пребыванием в водной среде материнского «аквариума» заключается только в пространстве.

Неизвестно, кто и когда основал движение «моржей». Но известно имя человека, выдвинувшего целый ряд смелых гипотез о роли водной среды в жизни человека и впервые реализовавшего многие из них. Это наш соотечественник ученый Игорь Борисович Чарковский. Начало экспериментов было положено Чарковским в 60-х годах. Совпадение: первый человек полетел в космос и первый человек родился в воде именно в нашей стране и практически в одно и то же время. Кажется, что и для самого Игоря Борисовича аналогия океана и космоса не случайна.

Итак, родился человек! Понаблюдаем за ним дальше. Теперь малыша надо научить правильно дышать в воде. Можно пойти по простому пути — научить его сначала лежать на воде лицом вниз. Но вот ему захотелось рассмотреть что-то в воде, достать со дна игрушку, а для этого надо нырять и плавать. И тут взрослые вновь приходят на помощь, малыша подстраховывают, поощряют его, корректируют его движения. Несколько таких уроков, и малыш самостоятельно ныряет, вовремя задерживая дыхание, плавает лицом вниз, спит в воде!

Да, да, спит. Ребенок спокойно лежит на воде лицом вниз и периодически (рефлекторно) сам, когда это необходимо, поворачивает голову набок для вдоха.

Он делает то, что не смогут сделать ни его мама (которая прекрасно плавает), ни даже его помощник — врач. Теперь они сами могут учиться у него, если, конечно, захотят...

Маленький «человек-дельфин» делает то, что не под силу самому «человеку-амфибии» Жаку Майолю.

В чем же дело? Водное пространство и пространство космическое освобождают человека от силы тяжести и придают ему невесомость.

Согласно идеям Чарковского, при обычных родах резкое «обретение» телом новорожденного веса при переходе из водной среды в материнском «аквариуме» на воздух создает эффект «гравитационного удара». При этом не исключено травмирование и без того слабой психики ребенка, разрушение некоторых еще очень тонких механизмов нервной системы. При родах в воде гравитационный удар исключен. Пребывание в воде дает возможность свободного движения во всех трех «измерениях» (как говорят ученые). Это значит, что для новорожденного — такого беспомощного в своих попытках двигаться «на суше» — создаются оптимальные условия для активного и свободного движения в пространстве, чего лишен в обычных условиях и взрослый человек. И очень важно иметь такую возможность с самого рождения, когда активно формируется «фундамент» детской психики.

Уже сейчас в пользу воспитания детей в условиях водной среды говорит такой фактор. Плавая с первых минут жизни, ребенок благодаря более интенсивному потреблению кислорода быстрее развивается умственно. Еще 40 лет назад известный английский физиолог Баркрофт установил, что организм материнского плода потребляет в 3 — 4 раза меньше кислорода, чем новорожденный. Долгое время этот феномен оставался необъяснимым. Дело, как выяснилось позже, в том, что в период внутриутробного развития плод находится в водной среде во взвешенном состоянии, близком состоянию невесомости. Новорожденные же попадают в условия, где действие сил гравитации проявляется в полной мере. Это и является, с точки зрения Чарковского, причиной, которая вызывает у них резкое повышение потребления кислорода. Ведь организм вынужден бороться с гравитацией, и эта борьба отнимает у новорожденного все физические ресурсы, которые предназначены для его развития.

Водная же среда, как известно, благоприятно действует на внешние рецепторы, усиливает кровообращение и тем самым способствует лучшему обмену веществ. Причем в равной степени это относится и к матери, и к ребенку. Так что с любой точки зрения роды в воде являются наиболее легким и естественным переходом от водного (внутриутробного) существования к земному. Так и возник всем хорошо известный лозунг Чарковского «Плавать раньше, чем ходить!»

Сегодня роды в воде уже не редки. Но и сейчас они требуют тщательной подготовки. Надо признать, что в организационном плане освоение водной среды пока не на высоком уровне. Нет специальной клиники, даже лаборатории, которые занимались бы этими проблемами. Тому же Чарковскому приходится экспериментировать едва ли не на общественных началах.

Первые клиники, в которых принимают роды в воде, уже появились во Франции, в Новой Зеландии, в Бельгии, ФРГ; готовится к открытию экспериментальный центр в США. Причем там во многом заимствуют опыт советского ученого Игоря Чарковского, почетного доктора Калифорнийского университета.

Энтузиазм хорош, но до определенных пределов. Давно пора придать экспериментам государственную научную основу, создать необходимую базу. Ведь речь идет о здоровье миллионов маленьких граждан.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Открытия Жужи Конц

Клуб «Музыка с тобой»

В стороне от беды

Рейд «Смены» по детским больницам Ярославля показал, что комсомольские организации остаются безучастными к судьбе детей-сирот