Приветствую 400 товарищей рабочих, оканчивающих сегодня курсы командного состава красной армии и вступающих в ее ряды как руководители. Успех российской и мировой социалистической революции зависит от того, с какой энергией рабочие будут браться за управление государством и за командование армией трудящихся и эксплуатируемых, воюющих за свержение ига капитала. Я уверен поэтому, что примеру четырехсот последуют еще тысячи и тысячи рабочих, а с такими администраторами и командирами победа коммунизма будет обеспечена.
Предсовнаркома Ленин
18. IX. 1918 г.
В.Жильцов
На первый взгляд перед нами чисто стилистическая неувязка: в Советской Армии давно уже восстановлены в правах офицерские звания, все военные люди, от солдата до маршала, с гордостью носят погоны, являющиеся как бы символом традиций и славы победоносного русского оружия, а вот воспитанников офицерских училищ по-прежнему величают словом, родившимся в огненные послереволюционные дни,—«курсантами».
Давайте вспомним историю. Шла весна трудного, голодного, боевого восемнадцатого года. Только-только, буквально считанные дни назад, на Обломках царских полков и дивизий, родилась Красная Армия — защитница революции. Она отбивается от наседающих со всех сторон врагов, она просит, требует от республики оружия и пополнения, особенно командиров. Красных командиров, людей, глубоко преданных партии и народу, способных повести за собой отряды, знающих, как выстоять и как разгромить хорошо вооруженного, вымуштрованного, сытого врага. Возникают командные курсы в Петрограде, в Москве, в других городах. В этом году многие офицерские училища Советской Армии празднуют свое пятидесятилетие. У истоков каждого из них находятся первые слушатели командных курсов — курсанты — лучшие из лучших, отобранные партией из числа самых передовых рабочих и солдат. Они учились — жадно, настойчиво — и воевали на самых трудных, самых безнадежных участках. Иной раз но дню выпуска оставалась едва ли половина. Но на смену приходили новые и тут же отправлялись в бой.
В память о подвигах красных курсантов, в знак верности их боевым традициям, их славе, слово КУРСАНТЫ навсегда Вошло в жизнь Советской Армии.
Этот небольшой экскурс в историю сделан не случайно. 24 мая 1918 года под Петроградом, в Ораниенбауме, открылись пулеметные командные курсы — первое учебное заведение Красной Армии. И именно 24 мая считает днем своего рождения Ленинградское высшее общевойсковое командное, дважды Краснознаменное училище имени С. М. Кирова. Может быть, здесь и родилось это слово — «курсанты»?
Мы часто говорим о глубоких изменениях, происшедших в нашей армии, о ее огромной огневой мощи, ни с чем не сравнимой технической оснащенности, о людях армии — культурных, образованных, сильных и умом, и духом, и телом. Но для того, чтобы понять, прочувствовать эти изменения, нужно хотя бы несколько дней провести в училище, где живут и растут завтрашние командиры, генералы и маршалы девяностых годов.
Зачеты, экзамены, зимняя сессия, летняя... Как знакомо все это каждому студенту! И, представьте, курсанту тоже. Потому что курсант тоже учится в вузе, самом настоящем вузе, но с куда более трудной и сложной программой, чем в иных институтах. Он должен в совершенстве овладеть своей военной специальностью: знать тактику и оружие, уставы и строй и многие другие военные тонкости, о которых и не слышали даже слушатели Ораниенбаумских курсов. Он должен научиться командным навыкам: ведь командир — прежде всего воспитатель, учитель, образец для своих подчиненных. Он должен овладеть марксистско-ленинской философией — великим, победоносным оружием нашей партии. И иностранным языком, и высшей математикой, и физиологией, и физикой, и педагогикой... Десятки предметов, один сложнее другого. Лекции, семинары, практические занятия. Вот они, практические занятия, перед вами на этих снимках, сделанных в январскую стужу,— с полной выкладкой, в противорадиационных костюмах.
А вечером начинается самоподготовка — курсанты готовятся к завтрашним занятиям, повторяют пройденное, пишут рефераты и курсовые работы. Они не одни: рядом с ними всегда командир взвода — воспитатель, наставник, трудно даже подобрать слово, обнимающее весь круг дел, которыми занимается каждый день комвзвода. Я предложил было сугубо гражданский термин — «нянька», но Анатолий Иванович Часовских, командир взвода первокурсников, отвел его без колебаний:
— Похоже, но не то. Ведь мы — люди военные.
Часовских пять лет назад сам закончил это же училище. Он немногим старше своих воспитанников и поэтому хорошо разбирается в курсантских заботах.
— Ребята к нам приходят после довольно трудных конкурсных экзаменов — они сами выбрали военную профессию. Образованные, начитанные, язык хорошо подвешен, так что я должен быть всегда на высоте. Мне ошибаться нельзя. К военной дисциплине, к строгому распорядку привыкают быстро, по себе знаю. Бывают, конечно, иногда трудности. Вот я матери одного курсанта писал, просил ее помочь в характере сына разобраться. Уж очень он неразговорчивый, замкнутый какой-то был. Она мне много советов надавала, нашел и к нему ключик.
А потом мы беседуем с курсантами — молодыми ребятами в солдатских гимнастерках с малиновыми погонами, обшитыми широким золотым кантом. И каждому я задаю одни и те же вопросы: «Почему ты решил поступить в училище? Чем тебя привлекает военная служба?»
Геннадий Николаев:
— Я окончил Калининское суворовское училище. С детства мечтал стать военным.
Анатолий Дегелевич:
— Я два года служил солдатом. И решил навсегда в армии остаться. Военная служба ответственна и почетна.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Рассказ
Фантастический роман. Продолжение. Начало см. №№ 11, 12.