Вот здесь, в Стенгазете, на совместной общественной работе и крепла творческая дружба трех молодых художников.
Страницы комсомольского юмористического журнала «Комар», журнала «Комсомолия», потом - «Комсомольской правды», журнала «Смены» и дальше целый ряд крупнейших газет и журналов - такова хронология творчества художников.
Везде работали сообща как коллектив.
Дружба карандаша и кисти (Куприянов и Соколов - графики, Крылов - преимущественно живописец), единство коллектива художников, казавшихся так непохожими друг на друга, - результат общности классовой природы художников, крепкой шайки на общественной работе.
Отсюда уверенность мысли.
«Втроем лучше продумывать, лучше работать, лучше учиться», - рассказывают Кукрыниксы.
Коллективность работы давала прочную гарантию максимального снижения идеологического и художественного брака.
Отсюда утроенное качество.
Кукрыниксы стали широко известными по своим шаржам и карикатурам на литературные темы. «На литпосту», «Смена», «Прожектор», «Красная нива», «Смехач», «Чудак» - всюду действовал карандаш Кукрыниксов, - насмешливый и злой критик. Было бы ошибкой думать, что Кукрыниксы отделывались просто смешными рисунками, уродуя внешность литераторов, художников, артистов. Нет. Их «дружеские шаржи, почти портреты - сущность данной личности, данного явления. Ценность карикатур такого рода заключалась в том, что они являлись по - настоящему литературно - критическими произведениями, иной раз более сильно действующими, чем полдюжины пространных критических статей. Меткий, политически заостренный карандаш Кукрыниксов активно участвовал в борьбе за пролетарское искусство. В этом - большая заслуга Кукрыниксов. Однако здесь нельзя не отмстить того факта, что в работе художников в журнале «На литературном посту» были срывы, были моменты, когда художественным пером Кукрыниксов водила «посторонняя рука литера курной групповщины, «заезжательства», от которых далеко не свободна была редакция «На литпосту».
Литературно - бытовая тематика ни в какой мере не должна уйти сейчас из ноля зрения художников, хотя соотношение тем сейчас несомненно должно измениться в сторону широкого захвата более значительных тем.
Сдвиг в этом отношении уже наметится. Примером могут служить: политплакаты - «Свобода буржуазной печати», «Путь социал - фашизма», рисунки на международные темы в журналах «Смена», «Прожектор»; живопись - «Предательство Ганди» и «Конференция по «разоружению.
Простота изображении, большая политическая острота этих полотен и плакатов говорят о высоком качестве работы художников - агитаторов.
В памяти зрителя надолго остается глубокий оттиск агиткарикатур.
Кукрыниксы не стремятся во что бы то ни стало вызвать смех. Смех для них не самоцель.
Они знают: смех - могучее средство; смех воспитывает» и смех «убивает». В карикатурах Кукрыниксов это отражается очень ярко. Улыбка над смешной линией носа писателя сменяется издевкой и ненавистью, когда речь идет об уродствах явлений, классово нам враждебных.
Дифференцированный подход, дозировка смеха говорят о сильной политической зоркости Кукрыниксов. Это подчеркивает еще и тот факт, что Кукрыниксы, в отличие от подавляющего большинства художников - карикатуристов, сами дают темы, сами их видят. Больше того - отдельные темы они широко развивают, углубляют, как например серия карикатур «Старая Москва», «Бытовые вредители», серия «Гражданская война» (живопись).
«Театр военных действий): художников, где действуют их «кавалерия острот» и карикатур «отточенные пики», охватывает целый ряд участков. Наибольшее количество работ представлено газетно - журнальной карикатурой, книжной иллюстрацией, политплакатом. Но значительные достижения есть уже и по театру и по живописи (о последней мы уже говорили) Кукрыниксами оформлены «Клоп» в театре Мейерхольда, «Тревога» в московском ТРЕМ, «Первый кандидат» (костюмы и грим) в театре Сатиры, по карикатурам Кукрыниксов сделана постановка в Театре детской книги.
Несомненно, Кукрыниксы и дальше будут двигаться по всему фронту. Ближайшие перспективы их работы иллюстрация альбома стихов А. Безыменского о комсомоле к 15 - летию организации. Оформление постановки «Город Глупое» в Театре сатиры, иллюстрации к «12 стульям» Ильфа и Петрова, создание большого полотна «Герои буржуазной пятилетки», работа в «Крокодиле». Но уже сейчас очевидно, что главный акцент в работе Кукрыниксов должен быть сделан на газетной карикатуре. Здесь должно углубляться большевистское мировоззрение художников, здесь злая, «убийственная» карикатура Кукрыниксов и на международные темы и на внутренние станет по - настоящему массовым оружием агитация.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.