Центральный комитет партии вынес 23 апреля постановление о перестройке литературно - художественных организаций. В этом постановлении ЦК предлагает: «Ликвидировать ассоциации пролетарских писателей (ВОАПП, РАПП), обели - нить всех писателей, поддерживающих платформу советской власти, в единый союз советских писателей с коммунистической фракцией в нем; провести аналогичное изменение по линии других видов искусства».
Чем вызвано появление в свет этого исторического документа, имеющего огромное значение для судеб пролетарского искусства вообще и литературы - в особенности?
Социалистическая литература пролетариата - составная и нераздельная часть общего процесса социалистического строительства. Она целиком подчинена задачам этого строительства. Именно этими задачами на каждом данном этапе революции определяются формы пролетарского литературного движения.
Совершенно ясно поэтому, что закономерность существования РАПП как особой литературной организации рабочего класса целиком обуславливалась особенностями прошлой исторической обстановки. Соотношению классовых сил в стране в прошлые периоды нэпа строго соответствовала расстановка классовых сил на литературном фронте. Кадры пролетарской литературы, несмотря на их непрерывный рост, были еще слабы. Чуждые революции элементы, особенно активизировавшиеся в первые годы нэпа, оказывали на нее значительное влияние.
Совершенно иное положение мы имеем сейчас. В корне изменилось прежнее соотношение классовых сил в стране. Мы успешно решили ленинский вопрос «кто кого», решили полностью и бесповоротно против капитализма в пользу социализма. Мы завершили постройку фундамента социалистической экономики и, прочно опираясь на этот фундамент, поставили себе задачей к концу второй пятилетки построить бесклассовое социалистическое общество. Именно в зависимости от этих коренных изменений в социально - экономической жизни страны, именно благодаря укреплению классовых позиций диктатуры пролетариата внутри СССР и на международной арене по - новому ставится теперь вопрос о пролетарской литературе.
Принципиально новое и характерное для нынешней обстановки заключается, во-первых, в том, что в настоящее время «успели уже вырасти кадры пролетарской литературы и искусства, выдвинулись новые писатели и художники с заводов, фабрик, колхозов»; во-вторых, в том, что основные противостоявшие пролетариату классово враждебные силы в литературе разбиты на - голову; в-третьих, в том, что в среде старой интеллигенции произошел коренной поворот в сторону революции; широкие писательские кадры, став на платформу советской власти, активно участвуют в. социалистическом строительстве (Малышкин, Н. Тихонов, Мариетта Шагинян и др.).
Вот почему перед пролетарскими литературными организациями в упор встал вопрос о необходимости расширения базы их работы. Вот почему на данном этапе РАПП как форма литературной организации пролетариата изжила себя исторически, превратившись в тормоз для серьезного размаха художественного творчества.
Этот момент необходимо подчеркнуть со всей силой, ибо даже после опубликования постановления ЦК кое-кто из бывшего руководства РАПП и отдельные писатели недооценивают величайшего смысла и значения данного литературно - политического документа партии.
Партия в свое время оказывала РАПП как особой пролетарской организации в области литературы всемерное содействие и помощь. В ожесточенных боях против классово враждебных сил в литературе, против буржуазной воронщины и ЛЕФ, против Пролеткульта, переверзевщины и Литфронта, против троцкистских и правооппортунистических теорий культурной революции и т. п. РАПП добилась значительных побед именно под руководством партии и ее ленинского ЦК во главе с т. Сталиным. Именно под руководством партии и с ее помощью за последние годы «достигнут большой как количественный, так и качественный рост литературы и искусства».
Но именно потому, что на данном этапе рамки РАПП становятся узкими и тормозящими дальнейший рост и расцвет пролетарского литературного движения и поднятие его на уровень величайших требований эпохи, РАПП грозит опасность «превращения из средства мобилизации советских писателей вокруг задач социалистического строительства в средство культивирования кружковой замкнутости, отрыва от политических задач современности и от значительных групп писателей, сочувствующих социалистическому строительству».
Такова диалектика развития РАПП, превратившейся из исторически нужной и полезной формы литературной организации рабочего класса в нежизнеспособную и изжившую себя форму на данной ступени развития пролетарской литературы.
Ликвидация РАПП и создание единого союза советских писателей с коммунистической фракцией в нем - огромной важности организационно - политическое мероприятие, органически вытекающее из общеполитической оценки состояния литературной современности, а также из поставленной перед литературой гигантской задачи создания «Магнитостроев литературы». Это коренное изменение организационной структуры литературного движения бесспорно устранит тормозы, стоящие на его пути, и обеспечит подлинный размах художественного творчества.
Однако глубоко ошибочное и вредное заблуждение - думать, что весь смысл постановления ЦК сводится к этой организационной перестройке. Партия требует от нас, в том числе и от комсомола, чутко следящего и активно участвующего в строительстве социалистической культуры, решительной перестройки форм и методов работы литературных организаций по всем линиям и направлениям. Такая перестройка означает необходимость поднятия советской литературы на новый, более высокий идейно - теоретический и политический уровень, отвечающий той великой задаче, которая выдвинута перед рабочим классом и страной XVII партконференцией, - задаче борьбы за создание бесклассового социалистического общества. Осуществив эту перестройку, наша литература должна добиться таких качественных и количественных показателей, которые означали бы действительно гигантский шаг вперед в художественном развитии человечества.
Бывшее руководство РАПП проявило свою неспособность мобилизовать широкие выросшие писательские массы на конкретные задачи социалистического строительства. Отдельные товарищи из рапповского руководства, вместо того чтобы выявить. и помочь устранению «узких мест» в работе ассоциации, вместо того чтобы чутко прислушиваться к голосу пролетарской литературной общественности, стали на путь кружковщины и зажима самокритики.
Явную попытку заглушить самокритику обнаружила часть бывшего руководства РАПП и в отношении комсомола, принимающего активное участие в строительстве пролетарской литературы. И здесь - все тот же барски высокомерный, менторский тон, пришивание ярлычков, явная неприязнь и нечуткость к каким бы то ни было критическим указаниям со стороны комсомола.
Эта позиция недопустимого комчванства и администрирования свидетельствовала лишь о кружковой замкнутости и обособленности, об отрыве отдельных руководителей РАПП от нужд и запросов пролетарского литературного движения, об элементах опасного противопоставления РАПП всей партии и комсомолу. Не случайно за последнее время все чаще и громче стали раздаваться из недр рапповского руководства декларации о «генеральной линии РАПП». Этот явно ошибочный термин давал повод думать, будто генеральная партийная линия не является исходной и обязательной для РАПП.
Боязнь самокритики была ярчайшим свидетельством нежелания или неумения известной части бывшего руководства РАПП на деле повернуться к конкретным задачам социалистического строительства, доказательством явной недооценки и забвения принципов большевистской партийности в литературе. Товарищи из РАПП ровно ничего не поняли в партий - ной постановке вопроса о новом ленинском этапе в развитии пролетарского искусства, не извлекли для себя необходимых уроков из ясных указаний партии о повороте всего теоретического и культурного фронта к боевым и конкретным проблемам строительства социализма в этопу великой реконструкции.
Несмотря на то, что РАПП проводил в основном правильную идейно - политическую линию в области литературы, отдельные товарищи из рапповского руководства пытались навязать пролетарскому литературному движению такие оппортунистические лозунги, без решительного разоблачения и осуждения которых нечего и мечтать о действительной реализации директивы ЦК, о перестройке работы литературно - художественных организаций.
В корне ошибочным является лозунг «одемьянивания» пролетарской поэзии, упорно пропагандировавшиеся т. Авербахом, ибо Демьян Бедный, при всей огромной ценности его художественного творчества для революции, допустил ряд грубейших ошибок («Слезли с печки», «Без пощады» и др.). Партия никому не давала и не даст права канонизировать чье бы то ни было творчество, ибо такая канонизация ведет только к торможению качественного роста художественного творчества писателей, мешая им отражать процессы общественной жизни во всей их многосторонности и многообразии.
Не говоря уже об открыто реакционном идеалистическом тезисе Ермолова «мир - это человек», неверен и политически вреден его же оппортунистический лозунг «догнать и перегнать классиков буржуазной литературы», изобличающий этого критика в попытках механически перенести лозунг партии «догнать и перегнать» из области экономики в область... идеологии! (В связи с этим лозунгом следует объяснить призыв некоторых идеологов налитпостовства учиться, методу Толстого как «наиболее подходящему методу» для пролетарской литературы - Авербах).
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.