Кто поедет на «картошку»

Борис Федоров| опубликовано в номере №1395, июль 1985
  • В закладки
  • Вставить в блог

А вот у шефов-строителей, живущих соседней комнате, другой распорядок. Около шести часов утра слышу шаги по коридору. Поднимаюсь и я. Приходится догонять: бригада уже в полном сборе идет на объект.

Работаем с шести до восьми. В восемь идем на завтрак. Там я встречаюсь с шефами, присланными на заготовку кормов, — они не спеша подтягиваются к столовой. Им спешить некуда: начальство еще не решило, чем они будут заниматься сегодня...

После завтрака мы уходим на стройку. В половине второго я снова встречаюсь с шефами кормозаготовителями в столовой. Они приехали на обед раньше и на работу уедут позже, пока съездит домой и пообедает шофер колхозного автобуса.

Ужинаем мы в семь — половине восьмого. Соседи в это время уже отдыхают. У нас же впереди работа — до десяти часов вечера...

Разница в продолжительности рабочего дня, а также в интенсивности труда отчетливо проявляет себя в заработке тех и других шефов. Связано это, в частности, с их независимостью от капризов природы. Если дождь — они переходят под крышу и ведут отделку дома.

Но главное, принципиальное различие между двумя «группировками» шефов все-таки в другом. Водораздел между ними проходит по организационной линии. Дело не только в том, что «обычные» шефы выступают в основном роли подсобников, им отдаются невыгодные и самые тяжелые работы. Главное в том, что они вынуждены работать в рамках традиционной, сложившейся в хозяйствах организации труда — не больше восьми-девяти часов — по графику колхозных механизаторов, без которых на поле ничего не сделаешь. Да и работа у них не такая напряженная, как у строителей. Больше простоев, перекуров. И не только по вине шефов...

Есть еще один секрет высокой производительности шефов-строителей: они не отвлекаются на другие работы. А теми же шефами кормозаготовителями затыкают любые «дыры», имеющиеся в хозяйстве. Я поинтересовался у них, как же они все-таки выполняют план по заготовке кормов.

— За это мы не волнуемся, — был ответ. — Колхоз даст нужную справку.

И дает, чтобы скрыть недостатки в организации труда шефов. «Липовое» сено чаще всего вылезает в конце зимы острой нехваткой кормов.

Вот такие сделки исключены при строительстве жилья. Количество сена можно приписать — кто взвесит? — а вот жилье — нет. Тут надо отчитываться реальными метрами.

В Великолукском горкоме партии мне дали справку. В 1983 году радиозавод должен был построить в подшефных хозяйствах Себежского района 1360 квадратных метров жилья. Построил 1758. Сделали это всего четырнадцать заводских работников. Примерно такая же ситуация и в целом по одиннадцати подшефным районам Великих Лук. Достигнуты эти результаты за счет внедрения в шефском строительстве метода бригадного подряда. А в других отраслях такой метод невозможен?

— А вот и наша техника, — сказал Анатолий Алексеевич Кондратский, показывая рукой на фабричную площадку, заставленную тракторами, пресс-подборщиками, тележками...

Анатолий Алексеевич — старший мастер основовязального цеха Великолукской трикотажной фабрики, секретарь партийной организации вязального производства, член комиссии парткома по оказанию шефской помощи. Вместе с начальником цеха Юрием Михайловичем Меньшиковым был в 1982 году организатором и командиром первого механизированного кормозаготовительного отряда.

Зачем фабрика закупила эту вроде ненужную для нее технику? Ведь она есть в подшефных хозяйствах. Первая моя внутренняя реакция на эту финансовую операцию была отрицательной: заводы и фабрики и так уже несут тяжелое бремя, посылая людей в деревню, а тут еще новые расходы...

Но главный инженер трикотажной фабрики Элина Леонидовна Богданова придерживается другого мнения:

— Деньги на сельскохозяйственную технику берем из фонда развития производства. Да это и небольшие расходы для фабрики. Так что ущерба для предприятия здесь практически нет. А вот выигрыш большой. Но пошли мы на это не от хорошей жизни: надо было выйти из тупика, в который зашла организация шефской помощи в начале восьмидесятых годов.

Фабрика систематически заваливала планы заготовки сена. Не помогали и справки о «липовом» сене. Брешь в планах была так велика, что эти фиговые или «липовые» листки не могли ее прикрыть.

Предприятие и не могло выполнить планы по заготовке сена, потому что 88 процентов работающих здесь — женщины. Им просто не под силу было выполнить задание. У фабрики оставался один выход: применить на заготовке сена метод бригадного подряда, но не на ручной, а на механизированной основе. Но хозяйства обычно отдают приезжим шефам самую плохую технику, на которой не хотят работать местные механизаторы. Поэтому фабрика и купила «свои» машины. А не лучше ли было взять в аренду колхозную технику? Этот вопрос я задал Анатолию Васильевичу Нестерову, бывшему первому секретарю Локнянского райкома КПСС. Сейчас он возглавляет Островский горком партии.

— Чужая техника не то, что своя, — ответил он. — На ней не та работа, не тот уход, не то отношение. И в Островском районе будем создавать такие отряды. От них очень большой выигрыш для хозяйств...

В справедливости слов Анатолия Васильевича я убедился тут же, на фабричной площадке. Был конец октября, а сельская техника уже стояла на линейке готовности. Тракторы, тележки, пресс-подборщики были очищены от грязи, чисто вымыты, вращающиеся детали и узлы смазаны солидолом, а открытый солнцу и ветру механизм вязального аппарата на пресс-подборщиках был тщательно накрыт непромокаемой бумагой. Такое впечатление, что дай сейчас команду на выезд, и тракторы, взревев моторами, сразу же двинутся в путь... Третий год работают шефы на этих тракторах и пресс-подборщиках. А в хозяйствах уже много таких машин вышло из строя...

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

В контексте времени

Образ молодого рабочего на экране

Секрет его молодости

Герой Социалистического Труда, депутат Верховного Совета СССР народный артист СССР Махмуд Эсамбаев рассказывает о себе, своем искусстве, о человеческой красоте

Репутация лидера

Жизненная позиция молодого коммуниста