Кто нас выводит в мастера

Владимир Анисимов| опубликовано в номере №1364, март 1984
  • В закладки
  • Вставить в блог

А. Колмогоров. Походы и у нас организуют. Сам же я, отдавая дань старому влечению, больше занимаюсь художественной самодеятельностью – веду агитбригаду, кружок чтецов. И все же давай не будем забывать, что готовим-то мы не спортсменов или артистов, а рабочих: ты – токарей, я – электриков. И проблем в этом деле у нас!..

В. Цеберганов. А где истоки проблем? Группа-то формируется из школьников, которые пришли к нам с самыми разными настроениями. Давняя, болезненная проблема – наши отношения со школой. На словах-то все вроде признают, как важна и нужна система профтехобразования, а на деле многие относятся к ПТУ свысока. Неискренне, я бы сказал, относятся.

А. Колмогоров. Да, мне это тоже знакомо. Школа иногда даже пугает учеников училищем. А как тяжело формировать группу из тех, кого попросту «выпихнули» из школы за неуспеваемость или поведение. Они же чувствуют отношение к себе и заранее настроены против ПТУ, обижены. Самое трудное тут для мастера – переломить такое отношение.

В. Цеберганов. Поднимать надо авторитет ПТУ. Вопрос – как поднимать?

А. Колмогоров. Я являюсь профориентатором в одной из школ...

В. Цеберганов. Я тоже, но к нашей традиционной профориентации отношусь скептически.

А. Колмогоров. Это почему же?

В. Цеберганов. Она напоминает мне игру в перетягивание каната. Честно говоря, считаю пустой тратой времени все свои приходы в школу. Сегодня я туда пришел, завтра – ты, послезавтра – мастер из третьего ПТУ. Каждый рекламирует свое училище, как тут школьнику разобраться?

А. Колмогоров. Что ты предлагаешь?

В. Цеберганов. Самая лучшая профориентация – добрая слава училища. И добрая и худая – она же через ребят быстро расходится по району, по городу. Лучше бы мастер то время, что тратит на походы в школу, посвятил работе в училище – кружкам, секциям, спорту.

А. Колмогоров. Так все это мы в любом случае обязаны делать! И делать хорошо. Нет. Володя, тут я не согласен: наша работа в школе не перетягивание людей. Конечно, нехорошо заманивать ребят, принижая авторитет чужого училища. Не для этого я к ним иду. Но я обязан нести школьникам знания о моей профессии – кто же это лучше сделает? Не классный же руководитель – историк или химик. Я хочу, чтобы мои будущие ученики пришли ко мне сознательно. Тогда мне самому легче будет работать с группой.

В. Цеберганов. А вот были мы вчера вместе с тобой в одном образцово-показательном ПТУ. Помнишь, директор нам говорил, что они ведут работу в сорока московских школах, а из москвичей поступают к ним в год человек двадцать?

А. Колмогоров. Что ж, вероятно, это крайняя форма работы для «галочки» – сорок школ!

В. Цеберганов. В конце концов человек должен выбирать профессию, а не

училище. Нельзя всех без разбора тянуть в ПТУ – этак мы кому-то и жизнь можем покалечить. С кем в группе мастер обычно мучается? С тем, кого бездумно заманили в училище, чтобы выполнить план набора. Надо дать подростку объективную картину его склонностей и возможностей. Точнее определить уровень соответствия тем или иным профессиям. А для этого школе необходим мощно оборудованный кабинет профориентации, где работали бы опытные специалисты-психологи. Может, стоит ввести и отдельный предмет – профориентацию. Пусть факультативно. Причем заниматься им надо не в выпускных классах, а начиная с первого. И обязательно чтоб во всех ПТУ была интересная жизнь.

А. Колмогоров. Вот против этого ничего не имею... И такая еще мысль появляется: школьные уроки труда должны вести мастера ПТУ. На базе ПТУ. Так, может быть, и костяк будущей группы сложится. Как ты думаешь?

В. Цеберганов. По-моему, это сложно будет организовать.

А. Колмогоров. Ну, я эту мысль не навязываю... Но все-таки мы часто еще делаем одно и то же, причем вразнобой. Вот учат детей в школе держать напильник, молоток, работать на станке, а в ПТУ мы все равно начинаем обучать с нуля. Иначе и нельзя, мы ведь отвечаем за своих учеников. А иной парень, глядишь, уже и заскучал, слушая второй раз знакомое. Потребуй-ка от него внимания и дисциплины!

В. Цеберганов. Ты подошел к другому сложному вопросу: как мы руководим группой? Сейчас много говорят о самоуправлении. Но это тонкая штука. Нельзя объявить группе: все, с сегодняшнего дня переходим к самоуправлению. Так ничего не выйдет. Мне, например, удалось наладить самоуправление только со второй группой, которую вел с первого дня. И то не сразу. Сначала я пригласил психолога. С его помощью мы два дня проводили исследование.

А. Колмогоров. На тему?

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

«Мелодия для актрисы»

Наш корреспондент Сергей Михайлов встретился с народной артисткой СССР Алисой Фрейндлих и записал ее размышления о музыке на сцене и киноэкране