С этого учебного года у нас новый, молодой директор Вениамин Орофеевич Сорокин. Он окончил институт с отличием, работал ведущим конструктором на заводе. И сам пошел в ПТУ, узнав, что обстановка у нас сложная, плохо с технической базой, с набором учащихся по некоторым специальностям, да и других проблем хватает. Очень рассчитываю и на его помощь в работе с группой.
А. Колмогоров. Но непосредственно с подростками работают в основном мастера. Значит, помимо хороших директоров, надо направлять в ПТУ лучших мастеров, преподавателей.
В. Цеберганов. А пойдут ли лучшие? Нужны моральные и материальные стимулы. Пока, не секрет, состав мастеров не самый сильный. Причина – в текучести. Каждый год у нас сменяется пять – восемь мастеров. Уже одно это обстоятельство плохо влияет на группу – разве дело, когда начинает ее вести один мастер, продолжает второй. заканчивает третий? В школе с преподавателями такого нет!
А. Колмогоров. Ты же сам понимаешь, почему уходят мастера. Зарплата невелика, загруженность очень большая, с утра до ночи в училище – занятия, практика, кружки, секции...
В. Цеберганов. Мастер должен работать с хорошим настроением – оно передается группе. Но почему-то положение мастера самое невыгодное в ПТУ. Взять отпуск. Почему он вдвое короче, чем у преподавателей того же ПТУ? Времени, душевных и физических сил мастер затрачивает на учеников ничуть не меньше, чем учитель. А бытовые трудности? Я что-то не слышал, чтобы базовые предприятия давали мастерам ПТУ квартиры. Вот ты молодой специалист. Какие у тебя перспективы с жильем?
А. Колмогоров. Никаких. Вначале поселили в рабочее общежитие, но там в комнате со мной оказались пьяницы. В той обстановке я не мог вечерами заниматься, готовиться к занятиям. Теперь живу у родителей – за пятьдесят километров. Не подумай, что я жалуюсь. Нет, я люблю своих ребят и не собираюсь их бросать. Пока еще есть молодость, здоровье, энтузиазм. Но неправильно рассчитывать только на энтузиазм мастеров.
В. Цеберганов. Надо повысить и ответственность завода за ПТУ. Разве одни мастера обязаны о кадрах заботиться? Ведь сегодняшние ученики ПТУ – это будущее завода. Если директор не думает о ПТУ и, в частности, мастерах – значит, он не хочет видеть свой завод хорошим завтра.
А. Колмогоров. И спрашивать с него за положение дел в училище надо так же, как за выполнение плана.
А о роли ПТУ в нашей жизни хочется еще вот что добавить. Сейчас существуют несколько способов профессиональной подготовки – курсы, учкомбинаты, ПТУ. По-моему, курсы и учкомбинаты пора закрыть, вести всю подготовку только через профтехучилища. Или в крайнем случае после курсов в обязательном порядке посылать в ПТУ для повышения квалификации. Это упрочит роль и значение училищ, мастеров производственного обучения.
В. Цеберганов. Полностью солидарен с тобой. Сейчас все мы с нетерпением ждем реформы народного образования. Без реформы обучения в ПТУ она, ясное дело, была бы неполной.
А. Колмогоров. Я знаю, для разработки реформы собирались предложения с мест, шло их обсуждение. Может. и наши соображения – молодых мастеров – окажутся полезными...
В. Цеберганов. Будем надеяться.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Маленькая повесть